Климова Дарья
Роль мелкой моторики в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Роль мелкой моторики в развитии детей
Одной из главных задач дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является воспитание компетентной личности, способной делать самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях.
Достичь этой цели, используя только традиционные формы и методы организации образовательной деятельности, недостаточно результативно. Решение этой проблемы способствует главным образом внедрение актуаль-ных средств в образовательный процесс.
Публикация «Роль мелкой моторики в развитии детей» размещена в разделах
Современность требует от педагогов инновационного подхода к со-держанию образования на ежедневной основе. Работать в режиме внедрения современных образовательных технологий при работе с детьми непросто, но это интересно. Только вовлечение детей в активную деятельность, в которой они являются не зрителями, а творцами своего мнения, эмоциональность об-разовательного процесса могут воспитать дошкольников.
Система дошкольного образования и развития направлена на подготов-ку ребенка к школе. Для успешного освоения школьной программы на разви-тие дошкольников влияют многие факторы. Следует отметить, что одним из важнейших факторов развития ребенка во время подготовки к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев. Исходя из этого, педагоги считают, что работу по развитию мелкой моторики следует начинать с раннего возраста.
Дошкольники со слабо развитой моторикой чувствуют себя без под-держки в простых, примитивных формах поведения, доступных другим детям. Это глубоко влияет на его самооценку и эмоциональное благополучие ребенка.
Психологи в последнее время все больше говорят о задержке развития двигательных функций мелких мышц пальцев рук у детей. По многим при-чинам это явление становится проблемой. Исследования ученых подтвер-ждают тесную взаимосвязь между развитием мышц рук ребенка и развитием его речи и мышления. Формирование высокого уровня мелкой моторики пальцев ребенка обеспечивает достаточный уровень памяти и внимания, под-готавливает руки к письму.
Мелкая моторика рук связана с развитием левополушарной областью головного мозга, которая участвует в формировании многих психических функций. В. Сухомлинский утверждал: «Сердце ребенка находится на кончике его пальца». Изучение физиологии детей и подростков (Г. Кольцова, Е. Есенина, Л. Антакова-Фомина) подтвердило связь между интеллектуальным развитием и моторикой пальцев рук. По мере развития ручных навыков ре-бенка специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы, головного мозга.
Развитие мелкой моторики начинает формироваться в детском возрасте. В дальнейшем эти функции занимают важное место в формировании ког-нитивных способностей детей. Можно отметить, что благодаря развитию мо-торики рук малыш приобретает полноценную информацию об окружающем его мире, а также у дошкольников совершенствуется зрительный анализатор. Овладение сложными ручными движениями является первым этапом разви-тия первичного мышления и становится неотъемлемой частью ребенка.
В. П. Кащенко писал, что «мелкая моторика должен занимать главенст-вующее место среди других предметов - это основа всего педагогического и воспитательно-педагогического воздействия на ребенка» [5, с. 53].
Важность этой особенности также подчеркивали И. М. Сеченов, И. П. Павлов. Движение рук ребенка тесно связано с его речью, поскольку это не-обходимое условие его становления и развития. На основании специально проведенных экспериментов был сделан вывод, что движение пальцев акти-визирует и ускоряет развитие центральной нервной системы, как следствие, способствует развитию речи у детей.
Принимая во внимание данные психолого-педагогических исследова-ний, мы проанализировали количество существующих программ дошкольно-го образования. Анализ показал, что они обеспечивают значительный уровень сформированности мелкой моторики у дошкольников. Но на практике это показывает недостаточную эффективность в реализации этих задач.
Существует множество форм и методов, позволяющих развивать мел-кую моторику : художественные занятия (рисование, лепка, аппликации, иг-ровые занятия с использованием дидактических и настольных игр, использо-вание различных упражнений для развития мелкой моторики. Мы хотим ак-центировать внимания на средствах работы с дошкольниками, таких как кон-струирование. Было отмечено, что образовательные мероприятия с использо-ванием разного вида конструктора оказывают значительное образовательное воздействие на детей. Это занятие воспитывает у детей ответственность, ак-куратность, развивает чувство уважения к предметам и вещицам, помогает детям проверить свои способности, проявляет конструктивные, визуальные и творческие способности.