Хлопина Светлана
Роль логопедической гимнастики в формировании правильного звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Роль логопедической гимнастики в формировании правильного звукопроизношения.
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Темочки:
- Гимнастика утренняя, оздоровительная
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов арт. Аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения для арт. Гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов арт. Аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему языка.
Самым подвижным органом является язык. Наибольшей подвижностью обладают передняя часть языка и кончик языка. кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках с, з, ц, подниматься за верхние зубы (при звуках т, д, н, прижиматься к альвеолам (при звуке л, дрожать под напором выдыхаемой струи (при Зв. Р). поэтому в арт. Гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:
а) опущен за нижние зубы – «почистим зубы»,
б) поднят вверх – «маляр», «грибок», «гармошка».
После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое – «качели».
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твёрдому нёбу (при звуке й и мягких согласных). Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится».
Язык может быть:
а) широким, распластанным – «наказать непослушный язык», «вкусное варенье»,
б) узким – «часики».
В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (у, округляться (о, обнажать передние верхние и нижние зубы (и, с, з, ц, л, слегка выдвигаться вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (п, б, образовывать щель, прижимаясь к верхним передним зубам (в, ф).
Нижняя челюсть может подниматься и опускаться., что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Развитию подвижности мягкого нёба способствуют упражнения типа «подуть на одуванчики».
Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого положения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы арт. аппарата будут достаточно подвижны, а работа их – координирована.