Татьяна Цыбулько
Эффективное взаимодействие с родителями в реализации АОП
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем ДОУ мы стараемся вести работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольным учреждением.
h3] сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы :[/h3]
• родительские собрания
• мастер-классы
• дни открытых дверей
• совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития
• участие родителей в семейных конкурсах, выставках
• организация совместной трудовой деятельности
• наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки
• консультации по интересующим родителей вопросам
цель
: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Очень эффективная форма работы с родителями это конкурсы.
Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс.
• Интересно проходят занятия по рисованию не традиционными способами. Благодаря практикуму: «Рисуем вместе с детьми!» родители узнают о нетрадиционных способах рисования в домашних условиях.
• Учитывая возрастные особенности детей, проводится практикум для родителей : «Учим, играя!», в котором родители узнают, много нового например, как из предметов, имеющихся дома сделать своими руками дидактическую игру, знакомятся как игры способствуют умственному развитию детей, воспитывают их нравственные качества, заинтересовывают неусидчивых детей, помогают в подготовке к обучению в школе.
Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, Дне Защитника Отечества, 8 марта, в выпускном утреннике.
В результате проведения праздничных встреч формируются положитель-ные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт.
• У нас есть уголок для родителей. В нем содержатся - материалы информационного характера : правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера.
•
Эффективной формой работы
с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ выполненных совместно с родителями : поделки «Осень Золотая», «Светофор», «О здоровье – всерьез!» Выставка детского творчества: «Наши мамы и бабушки», «Моя семья», «Здоровье дома и в детском саду»
• Памятки для родителей, на различные темы.
• Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели» и многие другие. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки мы с ними беседуем о прочитанном, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно.
Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества. В ДОУ можно создать библиотеку “Мамины книжки”. Книги для этой библиотеки создают родители. А в некоторых группах книги пишут целые коллективы. Например, книга “Звездная сказка” - рассказы родителей о своих детях. Книга загадок о животных «Следы на снегу».
информационно-аналитические формы, познавательные формы, досуговые формы, наглядно-информационные формы. Семья ребенка, в которой он растет и воспитывается, и детский сад — это самые главные организации для социального развития ребенка. Хотя воспитательные функции этих органов разные, но для того, чтобы ребенок развивался всесторонне требуется их взаимодействие. Детский сад имеет важное значение в жизни ребенка, так как здесь он получает не только образование, но учится общаться с другими детьми и взрослыми, получает первые навыки по организации собственной деятельности. Полноценное развитие ребенка дошкольного возраста без привлечения и участия его родителей к образовательному процессу невозможно. Только в семье у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности под влиянием особенной эмоциональной обстановки. «Союз педагогов и родителей — залог счастливого детства» — это лежит в основе Программы взаимоотношения детского сада и семьи. Этот принцип взят из «Манифеста воспитателей России», который был принят на форуме «Ориентиры детства» 20 августа 2018 года. Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников — сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, создание условий для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности. Для того, чтобы взаимодействие с семьями воспитанников было эффективным, необходимо: – взаимно информировать о ребенке и разумно использовать полученную информацию педагогами и родителями в интересах детей. В современном дошкольном образовании особую актуальность приобретают инновационные (нетрадиционные) формы и методы взаимодействия детского сада и семьи, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. К инновационным формам и методам взаимодействия с родителями относятся: Информационно-аналитические формы. Прежде всего они предназначены на выявление интересов, запросов родителей, налаживание эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. К ним относятся: опрос, тесты, анкетирование, социальный паспорт, «почтовый ящик доверия», «телефон доверия». С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий проводится анкетирование «Социальный портрет семьи». «Родительская почта» организуется с целью выяснения проблемных вопросов. Это сделанный почтовый ящик с надписью «Спрашивайте — отвечаем», куда родители помещают записки. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. «Телефон доверия» помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. Познавательные формы взаимодействия с родителями. Они направлены на знакомство родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, на процесс формирования у них практических навыков воспитания. «Ассоциации» — на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. «Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.
Литература: От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Дорофеевой Э. М. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : Мозаика-Синтез, 2019. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Смолина, Т. А. Инновационные формы работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении / Т. А. Смолина, А. П. Агентова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7147/ (дата обращения: 07.02.2025).