Ирина Старкова
Роль игры в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игры в развитии речи дошкольников.
Воспитатель МАДОУ «ДС № 378»
Старкова Ирина Владимировна /I кв. категория/
Речь – это основной способ выражения своих желаний, мыслей, это деятельность, благодаря которой мы можем общаться, именно поэтому очень важно, чтобы речь человека была хорошо развита, богата, разнообразна. С первых месяцев жизни ребенка стоит уделять огромное внимание развитию его речи, дикции, заниматься обогащением словарного запаса. Если дошкольник умеет хорошо говорить, это значит, что он:
Публикация «Роль игры в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• достаточно свободно для своего возраста ориентируется в окружающем мире;
• умеет думать, способен понятно выражать свои мысли и отстоять свое мнение;
• легко устанавливает контакты с другими детьми и взрослыми.
Большое значение в речевом развитии детей придается игре. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия.
Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребенку».
В своей работе по развитию речи у детей дошкольного возраста я использовала различные игры : сюжетно – ролевые, театрализованные и дидактические.
Главным достоинством дидактической игры является то, что она не только является способом запоминания и усвоения каких-то навыков и знаний, но и помогает развитию различных способностей ребенка, помогает закрепить полученные знания при обучении. Выбрав тему и поставив перед собой цель, развивать речь детей через дидактическую игру, были определены следующие этапы работы. Для каждого этапа подобраны и систематизированы дидактические игры, подбор которых проводился по разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие связной речи. Подбор игр осуществлялся по возрастам в зависимости от их дидактической нагрузки, т. е. с учетом усложнений их по дидактическому содержанию. На каждом этапе больше внимания уделяется какому-то одному разделу, но от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Целью работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизации с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться, не стесняться. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
Установлено, что если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем, старшем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная. Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно: создать предметно пространственную среду, изготовить ширму, приобрести набор кукол, это дает возможность, каждому ребенку принять участие в театральной деятельности.
Работая с младшими дошкольниками, был отмечен их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Малышей, это привлекает прежде всего, из за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно у детей стал формироваться интерес к театрализованным играм. Организовывали просмотр небольших кукольных спектаклей старшими детьми, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок.
К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Теперь основной задачей стало стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) .
Благодаря системным занятиям у детей развилась активная речь и выработались игровые умения. Учась быть доброжелательными зрителями, дети не забывали говорить спасибо артисту. А в актерской игре стали самостоятельно использовать некоторые средства выразители (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи). Работа с детьми среднего возраста была направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включилась в процесс игрового общения с театральными куклами.
Дети подросли и вырос их интерес к театрализованным играм. В старшей группе одной из задач стало поддержать их интерес к театрализованной игре, помочь освоить игры драматизации, которые отличаются более сложным содержанием, интересными образами героев оригинальными языковыми средствами.
В работе с детьми были использованы :
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок с элементами волшебства, о животных ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка") ;
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";
• постановка спектакля по произведению.
• «Учимся говорить правильно» праздник игры и сказки
За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность, появились умения направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры.
В подготовительной группе основнаяработа была направлена на углубление интересов детей к определенному виду театрализованной деятельности, повышение интереса к театральной культуре, способности к самовыражению. Стараемся поощрять умение детей самостоятельно в логической последовательности составлять план задуманного им театрального действия, обращаем внимание на умение детей свободно владеть связной речью. Организовывали сюжетно-ролевую игру «Театр», в которой уделялось особое внимание зрителям, правилам поведения зрителей при посещении театра.
С участием воспитанников подготовительной группы было поставлено несколько спектаклей для детей младших групп, такие как: "Теремок", "Колобок", "Репка", "Три медведя". После выступления ребята обретали уверенность в себе, речь их становилась отчетливой, яркой, интонационно выразительной. К постановкам спектаклей, привлекались родители, им давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям.
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей, моделирующая жизнь взрослых. Смысл игры для дошкольника заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль, следит, чтобы матросы хорошо работали, чтобы пассажирам было удобно).Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Рассмотрим игру: “Добрый доктор Айболит”. Предложим ребенку поиграть в доктора. Наденем белый халат или что-нибудь ему подобное. Пусть ребенок приведет на прием свою дочку (куклу или мягкую игрушку). Доброжелательно побеседуем с “родителем” и его “чадом”. Спрашиваем: “Что у вас болит? Где болит, как болит?”. Побуждаем ребенка отвечать на наши вопросы, называть части тела, рассказывать про свою куклу. Если есть игрушечный набор “Доктор”, назовём все инструменты, которые в него входят, если набора нет, их можно заменить подручными средствами: карандаш - термометр, ложка - лопатка для осмотра горла, шнурок, заправленный за уши - фонендоскоп и т. п. Объясним ребенку, почему кукла заболела (переела мороженого, гуляла по лужам, попила холодной воды). Предложим детям поменяться ролями. Правильно организованная игра помогает успешно решать задачи по развитию речи детей. В её процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Таким образом, игровая деятельность - это один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи.
Список литературы:1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждени : ТЦ «Сфера», 2011г.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Кн. для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991г.
3. Краснощекова Н В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Р-на-Д., 2013.