Ольга Кувардина
Консультация для родителей Роль игры в развитии речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Кувардина Ольга Петровна,
воспитатель,
МДОУ детский сад комбинированного вида № 46,
Комсомольск - на - Амуре
«РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА»
___
Публикация «Консультация для родителей Роль игры в развитии речи дошкольника» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
«Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - средство воспитания, игра для дошкольников - способ познания окружающего». Н. К. Крупская.
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?
Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как «ненастоящая», но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.
Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.
Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно - детям. Игры любые - подвижные и тихие, интеллектуальные и такие, в которых, на наш, взгляд взрослых, никакого ума не надо. Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи. В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребё нка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков. Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать красоту. Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т. д. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации (инсценирование какого- то сюжета).
Хороводные игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений.
Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т. д. В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для не говорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём - то, что - то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек. В сюжетно - ролевой игре развивается речевая активность детей.
Как это происходит?
В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама варит суп», «Шофёр едет на машине». Действующие лица появляются через ролевое перевоплощение в какой - то образ самого ребёнка, игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых). «Я буду мамой, а ты моя дочка»,- говорит девочка, обозначая свою роль и роль подруги.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, машин различного назначения, и т. д. Но дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки, кубики, и т. д.). Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Любая дидактическая игра развивает и речь.
В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше); на различение не речевых звуков (звукоподражание голосам животных, птиц и т. д.). В ходе этих игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не перебивать и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают).
В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в сюжетно - ролевую игру с куклой. Игры, («Узнай, кто говорит», «Угадай, что я делаю», «Назови, что в мешочке», «Назови предметы синего (красного) цвета», «Кто, как кричит» и другой тематики, направлены на уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т. д.
Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки. Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему - либо в лёгкой непринуждённой обстановке.
Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности детей.
А как к играм относится медицина? Ответ однозначный - положительно. Особенно к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья (правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят спасение от неё именно в играх. Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но очень немногие из наших детей занимаются ими.
В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества как смелость, организованность, находчивость, настойчивость, волевые качества (правила – «бежать только после сигнала», «бросать мяч с определённого расстояния», и т. д.). В играх с мячами, скакалками, обручами дети закрепляют понятия вверх, вниз, высоко, близко, далеко.
В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве («Воробушки и автомобиль», «Хитрая лиса», «Кот и мыши», и др.). Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями способствуют развитию речи детей. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они выполняют движения в соответствии текста.
В коррекционных целях желательно проводить игры со звукоподражаниями, например «Воробушки и автомобиль». Если дети (воробушки, с хорошо развитой речью, могут бегать по площадке молча, то у детей с нарушениями в речи следует вызывать звукоподражание: «пи-пи-пи» - кричат воробушки, «би-би-би» - гудит автомобиль.
В игре сначала можно разрешить сделать неограниченное количество хлопков, а потом показать связь между словом и движением.
Есть ещё один тип игр - развивающие или «умные» игры (книжки - раскраски, шнуровки, лото, конструкторы «Лего», игры - пазлы, которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка.
Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о предметах и явлениях, речи и активного словаря.
Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие мам и пап.
Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе. В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.
Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.
«Каждый ребёнок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей - помочь ему сохранить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать ему пищу для ума” - В. П. Новикова.
Литература.
1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., Кравцова Е. Е. “Разбуди в ребёнке волшебника” - М., 1996г.
2. Эльконин Д. Б. “Психология игры” - М. ,1978г.
3. Шуть Н. Н. “Волшебные ключи игромастера” - М., 2008г.
4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. “Как играть с ребёнком” - М. ,1990г.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. “Организация сюжетной игры в детском саду” - М. ,1997г.
6. Недоспалова В. А. “Растём, играя” – М., “Просвещение”,2003г.
7. “Чего на свете не бывает” - под редакцией О. М. Дьяченко, Е. А. Агаевой - М., “Просвещение”,1991г.
8. Бондаренко А. “Формирование социальной активности дошкольника посредством дидактической игры” - Дошкольное воспитание – 1987г. №3 - с. 18-22.
9. Богуславская З. М., Смирнова О. Е. “Развивающие игры для детей
дошкольного возраста” - М., 1991г.
10. Аркин Е. А. “Ребёнок в дошкольные годы” - М., 1978г.