Виктория Чаевская
Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников.
Воспитание чистой, грамотной речи у детей дошкольного возраста – одна из главных задач дошкольного образования. Существует много средств устранения недостатков речи, среди них - игры, упражнения, художественные произведения и малые фольклорные жанры. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали такие педагоги, как Е. А. Усова, Е. И. Тихеева, В. П. Аникин и другие. Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет вместе с колыбельными песнями. Существует два вида детского фольклора- материнский фольклор (произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей) и собственно детский фольклор (произведения исполняют сами дети). Материнский фольклор состоит из произведений, которые побуждают ребёнка от одного года до трёх лет к бодрствованию и физическим действиям, вызывают интерес к слову. Собственный детский фольклор отражает творческую словесную активность детей, а также организует игровые действия детского коллектива.
Публикация «Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Колыбельные песни имели цель – усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.
Прибаутки - это песенки или стишки, увлекающие ребёнка своим содержанием. Основная задача - познавательная. С их помощью ребёнок узнаёт о людях, животных, явлениях, предметах, об их свойствах.
Жеребьёвки или («сговоры») – определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, в которых имеется вопрос и предлагается выбор (наливное яблочко или золотое блюдечко)
Считалки. Применяются для распределения ролей в игре. Они имеют коротких стих (от одного до четырёх слогов) и чёткий ритм для произношения.
Заклички и приговорки – формы детских словесных игр. Заклички – песенки, обращённые к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Выкрикивались хором. Приговорки - песенки, которые произносились индивидуально и негромко, содержали просьбу – заговор.
Скороговорки – словесная игра для детей старшего дошкольного возраста, заключающаяся в быстром повторении труднопроизносимых слов и развитии артикуляционного аппарата.
Загадки – одно из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения. Они помогают ребёнку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых предметов и явлений.
Пословицы и поговорки. Пословица – мудрое высказывание, выраженное полным предложением. Поговорка – часть высказывания, часть предложения.
Таким образом фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, к окружающей действительности; помогает детям с нарушениями устной речи не замыкаться, не стесняться; способствует успешной социализации дошкольников.