Светлана Лаздина
Роль игры в развитии физических качеств дошкольников. Подвижные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека. Именно этот возраст является сензетивным для формирования познавательной активности, коммуникативных навыков, личностных качеств. Среди многообразия качеств, формируемых в дошкольном возрасте, особое место занимают ценностное отношение к своему здоровью. Оно способствуют полноценному развитию психических процессов человека, его адаптации в социуме и развитию физических качеств.
Публикация «Роль игры в развитии физических качеств дошкольников, Подвижные игры» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
ФГОС ДО выделяет образовательную область «Физическое развитие», главной задачей которой является формирование у дошкольников двигательных навыков, физических качеств [2].
В современных источниках физические качества рассматриваются как интегральная характеристика двигательных возможностей человека, обусловленная его анатомо-морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями, т. е. это возможности, обусловленные сплавом врожденного и приобретенного [3].
Физическими качествами человека принято называть его отдельные возможности: быстроту, гибкость, силу, выносливость, ловкость. Их проявление в значительной мере зависит от антропометрических (росто-весовых) характеристик человека, способствует формированию спортивных умений [4].
Физические качества имеют большое значение для укрепление здоровья, физического совершенствования детей. Их развитие и совершенствование осуществляется разными путями. Но эффективнее усваиваются в подвижной игре.
Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. П. Ф. Лесгафт писал, что подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям[1].
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т. д.). Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества : сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.
Приведу примеры подвижных игр, которые использую для развития физических качеств у дошкольников.
Для развития ручной и локомоторной ловкости у дошкольников использую игры с лентами, шнурами («Кто скорее намотает шнур» «Кто скорее дойдёт до середины», а также эстафеты с предметами: «Пробеги не задень» и др.
Развитию быстроты и ловкости способствует игра «Ловишка», которую использую часто, усложняя задания от игры к игре : как можно быстрее убежать от ловишки; включение в игру 2-3 ловишек. Средствами развития быстроты как двигательного качества, являются скоростные упражнения, поэтому я подбираю игры с бегом «Зайцы и волк», «Карась и щука», а так же различные игры-эстафеты : «Два мороза», «Парный бег», «День и ночь», -«Пустое место», «Мышеловка» и другие.
Развитие у дошкольников способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без изменения её интенсивности (выносливость) происходит за счёт многократного повторения однообразных движений, увеличения времени игры или расстояния. С этой целью использую игры с непрерывной двигательной деятельностью: «Волшебные скакалки» (кто продержится дольше других); «Найди пару» (играющие бегают по площадке, по сигналу «В пары» находят пары и выполняют движения, по сигналу «Побежали» снова разбегаются); «Совушка», «Лётчики» и др. В играх на развитие выносливости внимательно наблюдаю за состоянием детей, чтобы не допустить переутомления.
Развитию силы мышц способствуют следующие упражнения: набивной мяч, прыжки; игры на сопротивление «Кто сильнее», «Буйволы»; командные игры-эстафеты. Для проведения игр используются обручи, верёвки, мешочки с песком.
Для развития способности выполнять движения с большой амплитудой (гибкость) следует учитывать естественную гибкость и не злоупотреблять упражнениями на растягивание. Для развития гибкости использую подвижные игры : «Циркачи», «Передача мяча», «Змейка», «Туннель из обручей» и другие.
Следует отметить, что одна подвижная игра может использоваться как для развития быстроты и ловкости, так и для развития гибкости. Например, игра «Передача мяча». Дети стоят друг за другом на расстоянии шага и передают, наклоняясь, мяч над головой или между ног.
Для повышения эффективности подвижных игр провожу разъяснительные беседы о различном спортивном оборудовании.
Получить желаемый результат невозможно без помощи родителей. Поэтому организую совместные спортивные праздники и подвижные игры с родителями, выставки нестандартного оборудования.
Литература
1. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М. : Просвещение, 1985. – 271с.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.). Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
3. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет. – М. :Мозаика-Синтез, 2009. – 212с.
4. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 368с.