Ирина Нагорная
Консультация «Роль сказкотерапии в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС. Изменения касаются и вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательного, образовательного процесса. Ограниченность речевого общения может отрицательно влиять на формирование личности ребенка, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Поэтому, одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для всестороннего развития ребенка, так и для подготовки их к школе.
Публикация «Консультация „Роль сказкотерапии в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Один из методов, активно применяемых педагогами в последние годы в работе, использование сказки. Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Больше всего верят в чудеса и ждут их – дети. Открыть свое сердце навстречу чудесам и добру учит сказка.
Сказкотерапия. Этот метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Сказкотерапия способствует интеграции личности, развитию у детей творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствованию способов взаимодействия с окружающим миром, а также помогает в обучении детей. Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который способствует развитию личности. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей. Актуальность данной темы в том, что роль сказки – это естественная составляющая повседневной жизни детей.
Что такое сказкотерапия? Знание испокон веков передавалось через притчи, легенды, истории, сказки, мифы. Когда говорят, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенком. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на обучение и развитие детей. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым.
Сказкотерапия помогает детям в расшифровке знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления ими познавательного, эмоционального опыта, для повышения самооценки детей и снижения уровня тревожности, что стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности. Задачи, которые преследует сказкотерапия :
1. Развивать речь детей с помощью пересказывания сказок, рассказывания сказок от третьего лица, группового рассказывания сказок по кругу, сочинение сказок.
2. Выявить и поддержать творческие способности.
3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
5. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
6. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
7. Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Возможности сказки, при условии творческого подхода к ней, настолько велики, что позволяют предлагать сказочные сюжеты не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в свободной деятельности детей. Для развития самостоятельного художественного творчества детей большое значение имеет организация окружающей среды.
В нашей группе мы постарались создать такие условия, чтобы дети могли реализовать свои желания, действовать, развивать фантазию, а следовательно и речевую активность. В самостоятельной художественной речевой деятельности мы используем фланелеграф с набором фигурок персонажей и декораций, игрушки для настольного театра, маски, костюмы в уголке ряженья, сборники сказок, ширмы для кукольного театра. Все это развивает творческие способности детей, которые помогают проявить себя ребенку в театрализованных играх.
Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Он, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни. Игра позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
В группе мы оборудовали театральный уголок, где разместили разные виды театра – настольный, наручный, стендовый, пальчиковый, а также реквизит, кукол и декорации. В это уголке ребенок может побыть один, прорепетировать роль или посмотреть иллюстрации к сказкам.
Также важная часть сказкотерапии – это рисование. Известно, что рисование одно из самых любимых занятий детей, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких, как усидчивость, терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многие другие. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
Важным этапом в сказкотерапии является сочинение сказок и историй. Читая сказку, я использую эмоциональные средства : выделяю голосом, мимикой, жестами яркие выражения, использую игрушки и яркие иллюстрации. В беседе по содержанию сказки я использую вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимания особенностей сказки. Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Предлагая детям сочинить продолжение сказки, ставлю сказочного героя в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом «путешествия» по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом я использую различные приемы: схемы - образцы продолжения сказок, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, составление плана сказки. После рассказывания я привлекаю детей к оценке сказок, придуманных детьми.
Наши дети очень любят, рассказывать друг другу разные истории, играть в театрализованные игры, рисовать любимых героев. И мы, используя сказкотерапию в своей работе, видим, как полноценно развиваются наши дети.