Анна Сергеева
Роль игры в формировании звукопроизношения ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ РЕБЕНКА
Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь - неотделим от другого. Все они формируются в тесной взаимо-связи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого [1].
Публикация «Роль игры в формировании звукопроизношения ребенка» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Речь начинает развиваться до рождения, а не в тот момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который взрослый может ускорить или замедлить. На вопрос «Что проще - формировать или исправлять?» любой ответит: «Конечно, формировать!». Но самопроизволь-но речь не формируется. Без целенаправленного воздействия, только в процессе общения, речью ребенок, безусловно, овладеет. Но такая речь часто не соответствует возрастным нормам.
Насколько важен для человека дар слова, все прекрасно понимают. К. С. Аксаков писал о том, что слово есть первый признак сознательной разумной жизни, воссоздание вокруг себя мира. Воссоздание это идет всю жизнь, но осо-бенно интенсивно - в дошкольном детстве [3].
Речь должна обладать определенными качествами: быть содержательной, уместной, ясной, богатой, чистой, эмоциональной, выразительной, живой, благозвучной. До недавнего времени это слово использовалось тогда, когда го-ворили о звуковой культуре. Хороший поэт в своей работе над языком всегда выбирает не только слова, но и звуки. Работая с ребенком, необходимо научить его услышать слова, в которых сами звуки как бы подтверждают их смысл. Попробуем выполнить задания для детей старшего дошкольного возраста, ответив на вопросы.
Игра «Отгадай звук»
• Какой звук способствует передаче чего-то грохочущего, грозного при прослушивании слов: гром, гроза, греметь, грот, раскаты, грохотать!
• Какой звук создает ощущение скорости и в то же время плавности волн?
Волна на волну набегала,
Волна подгоняла волну.
• Какой звук создает образ тишины?
Тише! Тише! Тише! Тише! Спит в лесу семья зайчишек.
Не во сне, а наяву
С ветки елки стая шишек
Мягко прыгает в траву.
В теплых норах спят мышата,
Мать качает малышат.
Взрослые легко справляются с такими заданиями. У детей они вызывают определенные трудности. Следует вывод: ребенка нужно учить слушать и слышать.
Итак, речь должна обладать определенными качествами. Представим колокольню. Там много колоколов. Но колокольный звон может быть красивым только при гармоничном созвучии всех колоколов: и больших и маленьких. Так и речь может быть красивой только при гармоничном взаимодействии всех основных качеств. Поэтому у детей нужно развивать речь не только правильную, но и речь красивую, благозвучную [ 2 ].
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение — как на ладошке.
Игра «Опиши предмет»
Цель: обогащать словарный запас прилагательными.
Правила игры : перенести апельсины с одного столика на другой, зажав их подбородком и верхней частью грудной клетки (перед игрой апельсины моют в горячей воде для возникновения аромата). Положив апельсин, ребенок называет одно прилагательное — признак этого предмета. Игра проводится в виде эстафеты. После игры апельсин можно съесть, повторив признаки (вкусный, сладкий или кислый, сочный, ароматный и др.). Задействованы все анализаторы.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М. М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников / под ред. О. С. Ушаковой. - М., 2015.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (старшая разновозрастная группа) [Текст] : В. В. Гербова / Кн. для воспитателя дет. сада. - М. Просвещение, 2007-207 с
3. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста/А. И. Максаков. - М., 2007