МААМ-картинки

Роль дыхания в развитии речи дошкольников

Евгения Ходаковская
Роль дыхания в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Роль дыхания в развитии речи дошкольника.

Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.

Публикация «Роль дыхания в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Различают три типа дыхания : верхнерёберный, грудной и грудобрюшной. У детей по мере их физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.

Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Поэтому так важна

роль дыхания как “пускового механизма” в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.

Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъяв-ляемыми к дыхательному акту во время речи.

Что же такое речевое дыхание?

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

- Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует, неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и лёгкость произнесения.

- Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

- При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.

При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).

В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма много-кратно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Решающая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т. е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет отработка координации фонаторно -дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного развития. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой.

Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха, т. е. речевой выдох растягивается во времени соответственно длине высказывания. Таким образом, к 10 годам происходит формирование речевого дыхания, которое начинает соответствовать синтагматическому делению текстов, т. е. становление речевого дыхания завершается.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Консультация для педагогов и родителей «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников" Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Роль творчества в музыкально-ритмическом развитии дошкольников Первоначальные творческие проявления у детей дошкольного возраста в области музыкально-ритмических движений являются очень важными, т. к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дыхания в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 17:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дыхания в развитии речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Ходаковская (УИ 452834) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД