Татьяна Сорока
Роль дидактических игр в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дидактических игр в развитии дошкольников
Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития.
Дидактическая игра - это учебная деятельность, когда каждый участник и команда объединены решением главной задачи. Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание ребёнку предлагается в форме игры. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, учатся культуре общения. В каждой возрастной группе должны быть разнообразные дидактические игры. Если игры по своей сложности не соответствует возрасту детей, то они не могут в них играть и наоборот - слишком лёгкие задачи в дидактической игре не возбуждают у них умственной активности.
Публикация «Роль дидактических игр в развитии дошкольников» размещена в разделах
Дидактические игры способствуют :
-развитию познавательных и умственных способностей;
- активизации словаря;
- социально-нравственному развитию ребенка;
- развивают сенсорные способности;
- воспитывают уважение к труду человека, вызывают интерес к трудовой деятельности и желание трудиться самому;
- развитию и укреплению мелкой мускулатуры рук;
- развитию творческой фантазии.
Структуру дидактических игр образуют : дидактическая задача, содержание, правила и игровые действия, подведение итогов.
Дидактические задачи : ознакомление с окружающим миром (животный и растительный мир, быть людей, труд, природа, развитие речи (правильное звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи, мышления, элементарные математические представления. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (люди, их взаимоотношения, быт, события общественной жизни, природа) Правила определяеют, что и как должен делать каждый ребёнок в игре, указывают путь к достижению цели. Правила развивают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях (построить башню, собрать матрёшку, отгадать предмет по описанию и так далее). Игровое действие стимулирует активность, вызывает у детей чувство удовлетворённости. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети решают дидактическую задачу.
Играя, ребёнок незаметно для себя выполняет дидактическую задачу. Дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональ-ным, помогают повысить знания, умения и навыки.
Подведение итогов. По результатам игры можно судить об её эффективности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей и правильно организовать индивидуальную работу с ними. Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчёт очков, выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание, подчеркнуть успехи отстающих.
Виды дидактических игр :
1. Игры с предметами (игрушками)
2. Настольно-печатные игры
3. Словесные игры
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности, игровым действиям, правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности дошкольников.
Игры с предметами
В этих играх дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов. Дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом, используют природный материал (шишки, камушки, овощи, фрукты, семена).
Настольно-печатные игры
С помощью настольно - печатных игр можно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учится моделировать схемы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: «Лото», «Домино», «Парные картинки». Их можно использовать при изучении окружающего мира, мира животных, растений, явлений живой и неживой природы.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов или явлений природы. В процессе игр дети уточняют, закрепляют и расширяют представления об объектах природы и её сезонных изменениях.
С помощью дидактических игр, ребёнок получает много новой для себя информации, что очень важно для его развития!