Матвеева Елена
Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольника
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она приводит в порядок ум, то есть наилучшим способом формирует приемы мыслительной деятельности. Её изучение способствует «развитию» памяти, речи, воображения. Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры. Об этом рассказывает педагог первой квалификационной категории Матвеева Е. В.
Публикация «Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольника» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Годовая задача в этом учебном году - обучение детей дошкольного возраста математике. Зачастую родители полагают, что ребенок успешно осваивает курс дошкольной математики, если он знает цифры, умеет их писать, считает в прямом и обратном направлении. Педагоги считают такое мнение ошибочным. Прежде всего, успешность обучения математике во многом определяется, не столько знанием цифр, умением считать, а уровнем развития психических процессов, в частности, мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и т. д.)
Важным средством формирования мыслительной деятельности малыша, его интеллекта является дидактическая игра.
Дидактические игры, как нельзя лучше, сочетаются с идеями свободного развития ребёнка, индивидуальным и личностно-ориентированным обучением.
Какие же функции у дидактической игры?
1. Активизирует познавательные процессы;
2. Развивает интерес, внимание, любознательность;
3. Закрепляет знания и умения.
Педагогические требования к игре:
1. Интересное и привлекательное название;
2. Наглядное оформление;
3. Наличие правил;
4. Использование считалок, рифм, стихов;
5. Игра должна органически вытекать из логики учебно-воспитательного процесса;
6. Немаловажную роль играет увлеченность и эмоциональность воспитателя.
Игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям расширить и закрепить знания по математике.
Все игры можно условно разделить на четыре группы:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры-путешествия во времени;
3. Игры с геометрическим материалом;
4. Игры на ориентировку в пространстве.
В январе в нашем детском саду в каждой группе прошла выставка дидактических игр. Цель этой выставки - познакомить родителей с разными видами дидактических игр.
В младших группах все занятия должны проходить в форме игры. На первое место здесь выходят игры с предметами: коробки с прорезями, матрешки, пирамидки, вкладные мисочки, геометрические тела, геометрические фигуры. Используя эти предметы, можно организовать много игр на сравнение, сериацию, классификацию, что в свою очередь будет способствовать формированию у малышей математического стиля мышления.
В средних группах детского сада ведущее место должно быть отведено геометрическому материалу и конструированию из палочек и специальных наборов (геометрических мозаик). Именно конструирование активно формирует у детей такие мыслительные операции, как анализ и синтез. Также постоянная ручная работа стимулирует развитие мелкой моторики и способствует активному развитию речи. В старших и подготовительных группах широко применяются дидактические игры на развитие счетных умений, на закрепление состава числа, на формирование пространственных ориентировок.
Дидактические игры должны использоваться как на занятиях, так и в других видах деятельности дошкольника.
Примеры игр с детьми.
1. Дидактическая игра «Хоккеисты»
Взрослый - комментатор телевидения, ребенок - хоккеист. Лист бумаги (можно тетрадный) - хоккейное поле, фишка (пуговица) - шайба. Хоккеисты выполняют команды комментатора (гол забили в верхний правый угол; гол забили в нижний левый угол)
2. Дидактическая игра «Угадай-ка»
Взрослый: «Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось четыре. Какие числа я сложила»?
3. Дидактическая «Цветные коробочки»
Для игры нужно обклеить коробочки разной формы и размера яркой бумагой (это могут быть коробочки от косметических средств, от фотопленки и т. д.). В коробочках можно прятать любую игрушку из киндер-сюрприза.
Игра начинается: ребёнок честно закрывает глазки, а, например, Мышонок прячется в одной из коробочек. Затем, когда Мышонок спрятан и глазки открыты, нужно называть признаки заветной коробки, например, "в маленькой красной”, “в синей, но не в маленькой”, “в круглой, но не плоской” или “слева от большой”, “между синими коробками”. Коробки можно сложить “башенкой” - в этом случае называем верхнее или нижнее положение, или, например, такой вариант: “выше красной, но ниже синей” и т. д.
Малыши и Мышата с удовольствием играют в прятки!