Светлана Кекеева
Роль дидактических игр в адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – это период быстрого формирования психологических процессов у ребенка. Адаптационный период- серьезное испытание для малышей. Изменение социальной среды при поступлении в ДОУ. Сказывается на психическом и физическом здоровье детей. В результате нарушается сон, аппетит, ребята часто болеют. Помочь ребенку быстро и безболезненно привыкнуть к детскому саду ответственная задача для педагога, требующая знаний, умений и терпения. Поэтому очень важно создавать условия, которые будут способствовать уменьшению воздействия стресса, эмоциональный и комфортный климат в группе, атмосферу тепла и уюта.
Публикация «Роль дидактических игр в адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Дидактические игры
- Игры в период адаптации
- Темочки
Цель: Помочь детям адаптироваться к условиям ДОУ при помощи дидактических игр.
Задачи
• Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в группе.
• Вызвать интерес детей к игре, снять эмоциональное, мышечное напряжение у детей.
• Формировать чувство уверенности в окружающем.
• Развивать навык взаимодействия детей друг с другом.
• Развивать игровые навыки.
• Развивать внимание, речь, воображение, мышление.
• Развивать мелкую моторику, координацию движений.
• Воспитывать у детей стремление сопереживать, помогать друг другу.
Проведение игр требует знания и четкого
выполнения определенных правил:
- Добровольного участия в игре;
- Взрослый должен стать непосредственным
участником игры;
- Многократное повторение игр;
- Наглядной материал;
- Детям предлагаются одинаковые предметы;
- Игры должны быть фронтальными, чтобы ни
один ребенок не чувствовал себя обделенным
вниманием.
Желательно придерживаться в игровой деятельности в период адаптации определенной системности. В период адаптации первоначальные игры должны быть направлены на сплочение детей друг с другом и воспитателем.
Описанные ниже варианты игр приводят в такой последовательности:
- Знакомство;
- Игры с использование игрушек и предметов;
- Контакт руками;
- Телесный контакт.
Полезно использовать игры в сухом бассейне, массаж, самомассаж, пальчиковые игры- через них в том числе происходит знакомство со взрослыми.
Полезно использовать игры на коленках с детьми раннего возраста.
Прикосновение стимулирует выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту ребенка.
Игры с предметами. В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева.
Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, игры «Чей домик», «Малыш и мама». Эти игры направлены на уточнение представлений об окружающем мире, систематизацию знаний.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Театрализованные игры способствуют развитию познавательной сферы детей раннего возраста: закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с домашними и дикими животными, учат бережно относится к игрушкам и т. д. Сказки – это первые произведения, которые малыш слышит с самого младенчества. Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства.
В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.
Игры вырабатывают умение чувствовать и понимать окружающих, проявлять интерес к сверстникам, помогают создавать в группе дружескую атмосферу, взаимопомощь, доверие, сплоченность, доброжелательное и открытое общение друг с другом и со взрослыми, облегчая процесс совместного обучения.