Грасмик Елена
Родительское собрание «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание. Вторая младшая группа.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4» г. Называевск
Родительское собрание
Тема: «Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»
Подготовила:
Грасмик Елена Ивановна
воспитатель II квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №4» г. Называевск
2019г
Публикация «Родительское собрание „Этот сложный возраст, Кризис 3 лет“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Тема: «Этот сложный возраст. Кризис трёх лет
Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.
Форма проведения: заседание клуба успешного родителя с элементами тренинга (или конференция).
Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.
Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении; сформировать представление о кризисе 3 лет; развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями; выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Участники: родители, воспитатели, психолог.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
1. Вступительный этап.
2. Основная часть.
- работа с интонацией.
- мини-лекция психолога «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет».
- обсуждение проблемных вопросов
- упражнение.
- моделирование проблемных ситуаций.
3. Подведение итогов собрания :
- упражнение «Пожелание»
Ход мероприятия.
• Подготовительный этап
1. Приглашение родителей на встречу :
«Уважаемые родители! Приглашаем вас на беседу о важнейших особенностях и противоречиях психического развития трехлетнего ребенка. Полученные знания помогут вам лучше понять и почувствовать своего малыша. Это позволит ему развиваться более полноценно».
(Далее указывается время и место встречи.)
2. Подготовка оборудования и материалов:
- название темы встречи;
- видеозапись детской деятельности;
- проблемные вопросы для обсуждения (приложение 1);
- плакат и папка-передвижка «Семизвездие симптомов кризиса 3 лет : негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм» (Л. Выготский) (приложение 2);
- карточки с описанием проблемных ситуаций (приложение 3);
- памятки (приложение 4)
- выставка педагогической литературы для родителей.
• Организационный этап
1. Установка видеоаппаратуры
2. На мольберте – тема собрания.
3. Оформление цитат:
- «Испорченность ребенка есть результат системы воспитания, за которую расплачивается один воспитанник». (П. Лесгафт)
- «Так называемое "семизвездие симптомов кризиса" обнаруживает: новые черты всегда связанные с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми» (Л. Выгоский).
- «Измени своё мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты будешь в полной безопасности от них» (М. Аврелий)
- «Как постелешь – так и поспишь, но ведь белье можно и переменить».
- «Стиль воспитания ведет к непослушанию».
4. Текст программы встречи, тексты вопросов.
5. Каждый родитель разборчиво и крупно подписывает свой бейдж и закрепляет его на одежде.
6. Красные и зеленые сигнальные карточки по количеству родителей.
• Вступительный этап
(Приветствие родителей, сообщение темы и цели встречи, формы его проведения – заседание клуба успешного родителя или конференция.)
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Нас волнуют поведение наших детей и трудности, с этим связанные. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3-4 лет.
• Основная часть
«Третий год жизни ребенка…. Кажется, совсем недавно перед вами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – ещё один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого.
На новом витке развития (в период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис 3 лет». Ребенку зачастую свойственны негативизм, капризы и упрямство. Это связано с тем, что к концу раннего детства ребенок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющие отстаивать свои права.
Сегодня в процессе встречи мы будем использовать элементы тренинга, поэтому для работы в группе важно придерживаться следующих правил.
Правила работы в группе
Можно задавать любые вопросы.
Общение следует вести по принципу «здесь и сейчас» (не обсуждать события, произошедшие с другими людьми, а обсуждать то, что происходит сейчас в группе).
Высказывать суждения только от своего имени: «я считаю…», «я думаю…», «я чувствую…»
Постараться быть искренними в общении (говорить то, что чувствуете, только правду или молчать).
Все, что происходит во время занятий, не следует выносить за пределы группы, т. е. необходимо соблюдать конфиденциальность.
- Какие будут вопросы?
Итак, мы начинаем.
Зачастую некоторые родители не видят изменений, которые происходят с его ребенком, не замечают, в каком лице говорит о себе ребенок, не видят его потребностей и т. д., поэтому это важно выяснить. Проведем небольшую разминку.
(На видном месте размещаются вопросы, на которые предлагается ответить родителям.)
- Сколько в вашей семье детей?
- Ваши семейные увлечения, хобби.
- Наблюдаете ли бы изменения в развитии ребенка?
- Стал ли он другим за год? Что нового появилось?
- Какие вопросы или, может быть, проблемы воспитания волнуют вас?
- Поднимите красные сигнальные карточки те, у кого общение с детьми вызывает затруднение, зеленые – у кого затруднений нет.
- Назовите проблемы, которые чаще всего у вас возникают.
(Родители называют, секретарь фиксирует их в протоколе. Можно предложить родителям написать проблемы на листочке и передать их ведущему.)
А сейчас вашему вниманию предлагаю видеозапись фрагментов жизни группы. Обратите внимание на особенности поведения детей 3 лет.
(Просмотр сюжетов о детских капризах, приступах упрямства и самостоятельности сопровождается комментариями воспитателя группы. Обсуждение просмотренного. Педагогами называются способы решения проблем.)
Дорога жизни сложная, на ней встречаются ухабы и выбоины, все временами с этим сталкиваются. Почему же наш дом вдруг превратился в зону военных действий? Что вызвало бунт на корабле? Иногда причина вызывающего поведения ребенка кроется не в нем самом, а в ситуациях вокруг него. Напряженный распорядок, сложные ситуации и возможная неадекватная реакция взрослых на плохое поведение ребенка – се это создает условия для возникновения конфронтации.
Взрослым
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему!
Де-мо-би-ли-за-ци-я!
Работа с цитатой
Перед вами высказывание великого русского педагога К. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
- Выскажите свое отношение к данному высказыванию.
Поднимите зеленую карточку те, кто разделяет это мнение, красную – те, кто против.
Судя по вашей реакции, можно сделать вывод, что каждому родителю важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка. От этого зависит успешность его воспитания.
Слово предоставляется психологу Четвериковой Наталье Филипповне.
С лекцией «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет»
Упражнение
Вариант 1. «Мир детства и взрослых».
(Воспитатель предлагает родителям в течение 5-8 минут порисовать на тему «Мир детства и мир взрослых» и дать пояснение к своему рисунку.)
Обсуждение
- Есть ли на вашем рисунке взаимодействие между миров взрослых и миром детей?
- Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу?
- В каком мире вам хочется быть сейчас, почему?
- Как вы думаете, что на вашем рисунке взрослые хотят сказать детям? А что дети хотят сказать взрослым?
- Есть ли на рисунке место конфликту? Где?
Вариант 2. «Рисунок счастья».
(Каждому родителю на альбомном листе в течение 1,5 минуты предлагается нарисовать «рисунок счастья» (каким они его представляют, затем передать свой рисунок соседу справа. Получив рисунок от соседа слева, дорисовать его в течение последующих 1,5 минуты и т. д., пока рисунки не сделают полный круг и не вернуться к хозяевам.)
Обсуждение (по Шерингу)
- Какой первоначальный сюжет был у вашего рисунка?
- Какие чувства вы испытывали, когда наблюдали за тем, как сосед вносит перспективы в ваш рисунок?
- Кому понравился рисунок в том виде, в каком он дошел до вас?
- Кому не понравился окончательный рисунок? Почему?
Решение проблемных ситуаций
Ситуации взаимодействия взрослого с ребенком могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способом. Какой из них можно признать конструктивным в конкретной ситуации? Давайте это сейчас и выясним.
(Материалом для моделирования родительского поведения могут служить собственный опыт родителей, заготовленные педагогом варианты проблемных ситуаций (приложение 3).)
Давайте проиграем заявленную ситуацию, при этом будем выяснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на нее.
(В каждой ситуации следует проанализировать мнения «за» и «против»; предложить модель поведения родителей в данной ситуации; определить ту модель, которую можно считать образцом для подражания в воспитании детей.
Данную часть встречи можно также провести в виде упражнения «Что делать, если …» или «Педагогическая кухня».)
• Подведение итогов собрания
В заключение нашей встречи хочется познакомить вас с притчей о перевернутом камне. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подходит к сегодняшнему разговору о наших детях. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир.
Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».
«Любить ребенка – не значит обладать им и жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесет несоизмеримо больше положительных результатов и радости, как детям, так и родителям» (А. Гаврилова).
Мы приготовили для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании.
(В качестве решения собрания родителям раздаются памятки (приложение 4).)
Упражнение «Пожелания»
(Участники стоят по кругу и, передавая друг другу символический предмет (например, зажженную свечу, заканчивают предложения: «Я желаю себе…», «Я желаю вам…»)
Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.
Любили тебя безо всяких причин
За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется главной опорой твоей.
В. Берестов