Ольга Табакова
Родительское собрание «Кризис 3 лет» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Кризис 3 лет» или «Не буду! Не хочу! Я сам!»
во 2 младшей группе ДОУ с использованием интерактивных форм обучения.
Воспитатель: Табакова Ольга Ивановна.
Тема: «Не хочу! Не буду! Я сам!»
Форма проведения: родительское собрание.
Аудитория: родители 2 младшей группы.
Публикация «Родительское собрание „Кризис 3 лет“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Количество участников: 18 человек.
Цель: повысить воспитательный потенциал родителей в познании кризиса 3-х лет через интерактивные формы обучения.
Задачи:
1. Наметить пути и способы преодоления з-х летнего кризиса ребенка.
2. Вовлечь семью в образовательную деятельность.
Информационно-техническое обеспечение:
Объявление-газета, приглашения смс по телефону, памятки для родителей.
Материалы и оборудование:
Красные, желтые, и зеленые пластмассовые кубики (на одной из граней наклеена буква) по количеству родителей, листы-карточки, лепестки из разноцветной бумаги с надписями и круг к игре «Цветик-семяцветик», зернышки бумажные для колоска, мольберт, магнитофон.
План проведения
1. Вступительный этап.
Упражнение «Приветствие»
Игра «Сложи слово из кубиков!»
2. Основная часть:
а) введение в проблему. «Что такое кризис 3 лет»
б) Игра «Есть мнение…» (разбор ситуаций о необычном поведении малышей)
в) основные симптомы поведения ребенка. Кризис 3 лет.
Упражнение Собери «цветик-семицветик» - «Семизвездие симптомов»
3. Подведение итогов собрания
а) Упражнение «Колосок»
б) Памятки родителям
Логика проведения:
Родители входят в зал,звучит релаксационная музыка.
Воспитатель:
-Уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание, приглашаю всех встать в круг и поприветствовать друг друга.
Встанем за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! Скажем всем добрый вечер!
А сейчас возьмите каждый по 1кубику и распределитесь по группам и с помощью букв на кубиках составить словосочетания
- Что у вас получилось?
(Не хочу! Не буду! Я сам)
Воспитатель: "Не буду! Не хочу! Я сам"- это и есть тема нашего собрания.
Почему все чаще мы слышим от малышей эти выражения? Ваш ещё совсем недавно ласковый и послушный ребёнок вдруг становится упрямым, истеричным, строптивым, словом, по мнению родителей, неуправляемым. Взрослые при этом зачастую не знают, как себя вести и что делать с этим маленьким упрямцем. Недаром известный педагог С. Соловейчик назвал этот период "большой войной с маленьким человечком".
Кризис трёх лет - эмоционально очень тяжёлый период развития, как для родителей, так и для самого ребёнка. Изменяется поведение малыша, обостряется его стремление к самостоятельности, он начинает чувствовать себя независимым от взрослых. В чём же причины этих явлений? Как максимально безболезненно пережить время кризиса?
Игра «ЕСТЬ МНЕНИЕ…»
Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием какой-то проблемной ситуации, и каждая группа вырабатывает решения данной проблемы, затем зачитывают комментарий психолога.
Задача родителей: определить причину (мотив) поведения ребенка и выбрать способ взаимодействия.
Примеры:
1. Ребенок нацелился гулять, а вы хотите сначала покормить его кашей. (ответы родителей)
Комментарий. В данном случае можно использовать метод компромисса. Например, предложить ребенку 5 мин вместе постоять на балконе, посмотреть на машины, а потом пойти кушать. Дело в том, что малышу 3-х лет трудно сразу перестроиться на другие планы, ему необходимо помочь отвлечься. Родительский авторитет зарабатывается не грубой силой, а способностью рассмотреть интересы ребенка, и по возможности, пойти им на встречу.
2. Малыш старается построить башенку, но кубики разваливаются.
Комментарий. Поддержка ребенка взрослым – наиболее эффективный прием взаимодействия. Нужно помогать ребенку спокойно искать способ решения проблемы, например: «Давай подумаем, что тут можно сделать». Можно подсказать несколько возможных вариантов решения: «Лучше сделать так!», но выбрать и осуществить один из них должен сам ребенок.
3. Ребенок говорит вам «нет!» просто для того, чтобы не согласиться с вами, даже если ему очень хочется то, что вы ему предлагаете.
Комментарий. Можно попробовать провести игру «Все наоборот». Такая тактика позволяет избежать многих ненужных ссор, конфликтов и наказаний, но ее нельзя использовать часто: «Ни за что не успеешь умыться раньше меня!», «Наверное, гулять сейчас не стоит. Давай дома посидим».
4. Вы неоднократно пытались привлечь ребенка к уборке его игрушек, а сейчас он не может найти любимую машину в общей «игровой» свалке.
Комментарий. Метод «естественных последствий» или естественное наказание учит ребенка осознавать последствия поступков. Можно сказать малышу: «Видишь, как жалко, что машина не находится. Вот если вечером ты все свои машины «завезешь в гараж», будет хорошо видно, где какая и они не потеряются».
5. Ребенок отказывается вечером ложиться спать, хотя по детскому режиму уже давно пора быть в кроватке.
Комментарий. При укладывании малыша спать лучше использовать ритуал последовательных действий: проговаривать вслух привычные для малыша действия: «Сейчас мы будем собирать игрушки, потом умываться, потом читать книжку, и спать». Этот способ имеет эффект при регулярном повторе.
6. Ребенок явно пытается манипулировать вами, настоять на своем с помощью истерики или упрямства.
Комментарий. Здесь необходимы четкие правила поведения. Ребенок должен знать, что можно делать, а что нельзя. Единство требований родителей обязательно, а также потребуется педагогическая мудрость. Если ребенок бурно протестует, можно ненадолго оставить его одного в комнате (метод игнорирования).
7. Маленькая Аня садится кушать, мама предлагает кашу и яблоко, разрезанное на части. Вдруг Аня спохватывается:
- Не хочу разрезанное, хочу целое!
Мама:
- Я не знала, что его не надо разрезать. Но яблок больше нет.
- Склеива-ай! Сшива-ай! Не буду такое! - и истерика.
Реакция мамы: начать ругаться и кричать. Еще хуже - в порыве гнева шлепнуть - тем самым дать официальный повод плакать.
Комментарий. Реакция, которую лучше применить: во-первых, игнорирование. Мама спокойно придвигает к себе тарелку с яблоком и, как ни в чем не бывало, ест. Тут малыш невольно задумается - может, лучше прекратить капризы, а то и без яблока можно остаться. Можно и так: "Ну ладно, не хочешь разрезанное - придется его мышке отдать!" - и поставить куда-нибудь за холодильник. Во-вторых, проявить уважение и признать право на самоопределение, предложив: хочешь склеить? Хорошо, давай трудись - тебе скотч дать или клей? А может, медом склеится?
8. Малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: "Дай мяч! " Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решит что делать?
Комментарий. Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение – попросит книжку.
Основными признаками «Кризиса трёх лет» являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.
Л. С. Выготский и Э. Келлер описывают 7 характеристик этого кризиса:
Упражнение. Собери «цветик-семицветик» - «Семизвездие симптомов»
Родители берут по одному лепестку, читают и приводят свои примеры, а затем прикрепляют лепестки к середине цветка, где написано «Кризис 3-х лет»
«Негативизм» – это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. Негативизм – это отрицательная реакция ребенка на все, что ему предлагают. Негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, он таким образом хочет продемонстрировать свою самостоятельность.
Например: «Взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая» и слышит в ответ: «Нет плохая!», но тут же взрослый говорит: «Она плохая!», ребёнок опять возражает: «Нет хорошая!».
«Упрямство» – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались.
«Строптивость» – ребёнок выражает недовольство взрослым и его действиями, и всем что ему предлагают делать.
«Своеволие» – проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам. Это стремление ребенка к отделению от взрослого.
Например: Ребёнок говорит «Я буду одеваться сам!», но сам может и не умеет делать это, «Я сам!».
«Протест – бунт». У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми.
В такой ситуации взрослым необходимо соблюдать спокойствие, но не идти на поводу желаний ребёнка.
«Деспотизм» – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр вселенной».
«Пренебрежение» – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.
Вывод: основными признаками «Кризиса трёх лет» являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.
Л. С. Выготский, Э. Келлер описыват 7 характеристик этого кризиса:
Следует подчеркнуть, что такое тяжёлое кризисное поведение - абсолютно нормальное поведение для трёхлетнего ребёнка. Яркое проявление самостоятельности и самоутверждения ребёнка - свидетельство того, что его развитие идёт в соответствии возрасту. Не стоит пугаться кризисного поведения, не стоит говорить ребёнку, что он "плохой" или хуже других. Надо попытаться помочь ему преодолеть этот сложный период и смягчить проявления кризиса.
Послание родителям от ребенка 3года.
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система "Я" кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я - самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!
Воспитатель: Надеюсь, что вы получили ответы на вопросы, почему нежный малыш стал вдруг непослушным, упрямым, вредным и что теперь с ним делать.
(Ответы родителей)
Заключительный этап. Релаксация:
1. Игра «Колосок»
Воспитатель: Охарактеризуйте своего ребенка одним словом (или несколькими, и напишите это слово на листочке-зернышке
(родители пишут слова на зернышках и прикрепляют зернышки к колоску, который символизирует нашу группу.)
ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!
В качестве рекомендаций родителям выдаются памятки.
Памятка. Что делать родителям, чтобы помочь ребенку
пережить кризис трех лет
• Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.
• Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
• Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.
• Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т. д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
• Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).
• При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.
• Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
• Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть: по очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание,.
• Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
Используемая литература:
1. С. В. Чиркова, «Родительские собрания в детском саду» младшая группа. – М. ВАКО, 2012.
2. Арасева Г. В. Конспект родительского собрания "Кризис 3 лет" // Совушка. 2015. N2. URL: http://www.kssovushka.ru/articles/e-sovushka.2015.n2.00065.html (дата обращения: 27.09.2016).
3. http://www.kindergenii.ru/metodichka/krizis-3-goda.htm