Вероника Морозова
Родительское собрание во второй младшей группе «Кризис 3 лет, или Я сам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания «Кризис трех лет, или Я сам»
Цель: формирование психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Ознакомить родителей с проявлениями кризиса 3 лет.
2. Рассказать о значении кризиса для дальнейшего развития ребенка.
3. Рассказать родителям о возможных формах поведения с детьми данного возраста.
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе „Кризис 3 лет, или Я сам“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Ход собрания : Здравствуйте, уважаемые родители! Нашу встречу я хотела бы начать со стихотворения Марка Шварца
Демобилизация (Марк Шварц)
Я в своей родной квартире -
Как на службе строевой.
У меня все командиры,
Только я здесь рядовой!
Всем я должен подчиняться:
По приказу – одеваться,
По приказу – умываться,
Ровно заправлять кровать.
По команде – есть садиться,
По заданию – учиться,
По режиму – спать ложиться,
По будильнику – вставать!
Теперь Вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему.
Демобилизация.
Тема нашего разговора посвящена одной из важных проблем маленького ребенка – проблеме кризиса 3 лет.
Психологи утверждают, что любой рост и развитие протекают неравномерно, то быстрее, то медленнее. Каждый отрезок времени включает в себя периоды резких перемен, переломов, а каждому новому этапу может способствовать небольшой спад, даже кризис. То же можно сказать и о детях. В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человечка. Как правило эти изменения происходят примерно в три года. Психологи называют этот сложный период – кризисом трех лет. В психологии под кризисами имеются ввиду переходные периоды от одного этапа развития к другому.
Кризис трех лет – переход от раннего детства в дошкольный возраст. И как и любой кризис имеет ряд особенностей:
• Вне зависимости от названия возрастного кризиса, он может начаться раньше или позже. Но он неизбежен. Чаще всего кризис трех лет начинает проявляться в 2,5 года.
• Трудно определить начало и конец кризиса.
• В этот период происходит резкое изменение психики ребенка – ребенок становится другим, «трудновоспитуемым». В этот непростой для ребенка этап, реакция родителей должна быть другой, нежели на просто капризы ребенка.
• И еще кризисам надо радоваться. Их отсутствие чаще всего говорит о том, что на предыдущих этапах развития были «сбои в программе» - возможно, не освоены какие-то важные формы деятельности, не развиты какие-то психологические качества. Одним словом – не было бы кризисов, не было бы самого процесса развития.
А сейчас я предлагаю вам оценить поведение вашего ребенка
Если данная особенность поведения свойственна ребёнку и появилась недавно – красный круг; если указанные особенности появляются, время от времени независимо от возраста – желтый круг; при их отсутствии ставится - зеленый круг.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. В последнее время (полгода - год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
2. Начал обзываться на родных, в речи появились плохие слова.
3. Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение.
4. Все чаще в речи использует словосочетание «Я сам», стремится делать все самостоятельно.
5. Стремится подчинить себе взрослых в семье. – хочет чтобы поступали так, как хочет он.
6. Стремится делать все наоборот.
7. Пытается добиться своего истериками и капризами.
8. Намеренно делает то, что запрещено.
9. Любимые слова «не хочу», «Не буду».
10. Несмотря на то, что умеет сам одеваться и раздеваться, требует чтобы его одели (раздели).
Анализ результатов. Преобладают красные круги - скорее всего, трудности в воспитании ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера. Преобладают желтые круги - негативные реакции ребёнка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса. Преобладают зеленые круги - для этого возраста ребёнок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее.
Психологи, изучающие возрастные закономерности детского развития, выделили и сформулировали группу симптомов кризиса «Я сам».
• Негативизм – стремление сделать наоборот, нежелание, что-то делать, потому что это предложил взрослый. Негативизм не следует путать с непослушанием – отказ выполнить что-либо, потому что не хочется. Мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания.
• Упрямство – ребенок настаивает на чем-либо не потому что он это хочет, а потому что он это потребовал. Как только он добивается своего, данная вещь становиться ему не интересна.
• Строптивость – направлено против норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни. Ребенок отвечает недовольством на все, что ему предлагают. Одним словом, это протест против порядков, установленных дома.
• Своеволие – стремление к самостоятельности, желание все делать самому.
Малыш настойчиво требует, чтобы ему предоставили право самому завязывать шапку, застегивать молнию, нести из магазина пакет с покупками, вырезать картинки… Он категорически не желает идти за ручку, с раздражением отказывается от любой помощи. Вспомните, что главной заслугой периода кризиса трех лет является появление собственного «Я». Отстоять его возможно, лишь проявив самостоятельность, доказывая этим и себе, и окружающим свою «взрослость».
• Обесценивание взрослых. Проявляется по отношению к взрослым (плохие слова, грубит, по отношению к игрушкам (ломает, рвет книжки). в лексиконе появляются плохие слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.
• Протест – бунт. Проявляется в частых ссорах со взрослыми. Он находиться в состоянии войны с окружающими, становится агрессивным и конфликтным. Ребенок может делать это, чтобы привлечь к себе внимание или чтобы доказать свою силу и даже превосходство над взрослыми.
• Стремление к деспотизму – ребенок стремиться проявить власть над окружающими (чаще, где ребенок – единственный в семье)
Деспотичный ребенок диктует окружающим правила поведения и требует от них «послушания». Он не просто настаивает, а указывает, кому с ним играть, чем его кормить, кому где сидеть, пытается запрещать что-то делать.
Не нужно думать, что все эти черты обязательно расцветут во сей красе у вашего трехлетки. Помните: кризис трех лет - это бунт против родителей, которые ведут себя авторитарно, сопротивление нормам и опеке, которые устарели, - ведь ребенок вырос. Это протест малыша, который хочет самостоятельности и требует возможностей для проявления своего "Я".
Игра «Диктат».
Цель. Осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка.
Материал. Длинные шарфы или платки
Содержание. Для этого упражнения нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. Участник садится на стул посередине комнаты. Ведущий: «А сейчас мы вспомним, как мы общаемся со своими детьми.
• Если ребенок капризничает, мы говорим ему – Не плачь, прекрати! Не позволяем свободно проявлять свои чувства. (Ведущий завязывает шарфом или платком «добровольцу» область сердца) .
• Если ребенок берет вещи без разрешения, которые ему не положено брать, мы говорим ему – Не трогай! (завязываем руки) .
• Ребенок разбегался, мешает Вам, мы говорим ему - Не бегай! (связываем ноги) .
• Взрослые разговаривают, ребенок слушает их разговор, мы говорим ему - Не слушай! (завязываем уши) .
• Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему – Не кричи! (завязываем рот) .
• А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?»
Обсуждение. Во время обсуждения добиться единства мнений, что сначала развязывать. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за него.
Упражнение «Ситуации для родителей»
Уважаемые родители, у вас на столах лежат примеры ситуаций, которые могут произойти с вами и вашими детьми. Я предлагаю их разобрать и разыграть
1. "Лиза давно уже научилась есть самостоятельно, а также одеваться и раздеваться почти без помощи. Но вдруг девочку как подменили: "Мама принеси!", "Мама, раздень!", "Не буду есть!", "Не хочу играть!" Все ей не так, все не по душе. С родителями Лизе скучно. Она старается сделать им наперекор, чем-то досадить. Ну а если отругать, то такая строптивость проявляется даже с большей силой. В садик идти не хочу, а потом уже хочу, а потом не хочу уходить. "
Как объяснить такое поведение девочки?
2. "Раньше наш Артем был очень усидчивым и любознательным. Мог подолгу сам рассматривать атлас мира, многое в нем уже знал наизусть. Любил, когда ему читали, учил на память стихи и рассказывал их гостям… Но в один момент он как бы потерял ко всему этому интерес. Сейчас Артему только бы бегать, носиться по квартире и все. Какие там книги!"
3. К Шурику пришли в гости дедушки и бабушки. Шурик указывает всем «Бабушка ты тут не садись», «Играть со мной будет только дедушка», «Одевать меня будет мама, а вот ботинки пусть наденет бабушка»
4. «Мама гуляет с Сережей на улице. Сережа нашел большую лужу и пытается измерить ее глубину. Он уходит все глубже и глубже. Вода сейчас зальет его сапожки. У мамы в глазах ужас.»
В психологии нет универсального решения проблем подходящая каждому ребенку. Каждый малыш уникален. Не стоит ждать от маленьких детей разумного взрослого поведения.
Упражнение «Ладошки»
Родителям раздаются контуры ладошек их детей.
1. В центре ладошки напишите ласковое имя своего ребенка или любое ласковое слово, каким чаще всего вы называете его дома.
2. На изображении каждого пальца напишите лучшие качества характера своего ребенка
На эти лучшие качества ваших детей и нужно опираться в период кризиса 3 лет, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.
Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка!
В заключении хочется сказать родителям следующее. Кризис трех лет – естественный этап в психическом развитии ребенка. Малыш стремиться к самореализации, становиться особенно чувствительным к тому, как оценивают его результаты окружающие, у него формируется самооценка.
Если взрослые не замечают этого, относятся к нему по-прежнему, как к маленькому, задевают его самолюбие, ограничивают его инициативу, то течение кризиса обостряется. Ребенок становиться трудным, не сговорчивым, а подобные черты поведения способны укорениться в его характере надолго.
Если же взрослый перестроил свои взаимоотношения с ребенком, то трудности легко преодолеваются. В этом случае у ребенка возникает уважение к себе как отражение от уважения к его делам со стороны взрослых.
Удачи вам и терпения! Успехов вам в воспитании детей!