Полина Чебанова
Родительское собрание-встреча «Этот сложный возраст… Кризис трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание-встреча
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №6 – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
ДИСКУССИЯ с элементами тренинга
на родительском собрании-встрече во второй младшей группе на тему:
«ЭТОТ СЛОЖНЫЙ ВОЗРАСТ. КРИЗИС 3 ЛЕТ»
Подготовила и провела:
педагог-психолог Чебанова П. С.
г. Сергиев Посад-7, 3.10.2015г.
ЭТОТ СЛОЖНЫЙ ВОЗРАСТ. КРИЗИС 3 ЛЕТ1
Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.
Публикация «Родительское собрание-встреча „Этот сложный возраст… Кризис трех лет“» размещена в разделах
Время проведения: сентябрь-октябрь.
Форма проведения: заседание клуба успешного родителя с элементами тренинга (или конференция).
Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.
Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении; сформировать представление о кризисе 3 лет; развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих и ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями; выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Участники: родители, воспитатели, психолог.
Место проведения: помещение группы.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. Приглашение родителей на встречу :
«Уважаемые родители! Приглашаем вас на беседу о важнейших особенностях и противоречиях психического развития трехлетнего ребенка. Полученные знания помогут вам лучше понять и почувствовать своего малыша. Это позволит ему развиваться более полноценно».
(Далее указывается время и место встречи.)
2. Подготовка оборудования и материалов:
• название темы встречи;
• проблемные вопросы для обсуждения {приложение);
• плакат и папка-передвижка «"Семизвездие симптомов кризиса" 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм» (Л. Выготский) (приложение);
• карточки с описанием проблемных ситуаций (приложение);
• памятки (приложение 4);
II. Организационный этап
1. Установка видеоаппаратуры.
2. На мольберте — тема собрания,
3. Оформление цитат:
• «Испорченность ребенка есть результат системы воспитания, за которую расплачивается один воспитанник» (П. Лесгафт).
• «Так называемое "семизвездие симптомов кризиса" обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок
начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми» (Л. Вы
готский). .
• «Измени свое мнение о вещах, которые тебя огорчают, и ты
будешь в полной безопасности от них» (М. Аврелий).
• «Как постелешь — так и поспишь, но ведь белье можно и переменить».
• «Стиль воспитания ведет к непослушанию».
4. Текст программы встречи, тексты вопросов.
5. Каждый родитель разборчиво и крупно подписывает свой
бейдж и закрепляет его на одежде.
6. Красные и зеленые сигнальные карточки по количеству
родителей.
3. Вступительный этап
(Приветствие родителей, сообщение темы и цели встречи, формы его проведения - заседание клуба успешного родителя или конференция.)
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Нас волнуют поведение наших детей и трудности, с этим связанные. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3—4 лет.
IV. Основная часть
«Третий год жизни ребенка. Кажется, совсем недавно перед нами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста — еще один трудный период и совместной жизни ребенка и взрослого.
На новом витке развития (в период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», «кризис 3 лет». Ребенку зачастую свойственны негативизм, капризы и упрямство. Это связано с тем, что к концу раннего детства ребенок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права».
Сегодня в процессе встречи мы будем использовать элементы тренинга, поэтому для работы в группе важно придерживаться следующих правил.
Правила работы в группе
• Можно задавать любые вопросы.
• Общение следует вести по принципу «здесь и сейчас»
(не обсуждать события, произошедшие с другими людьми, а об-суждать то, что происходит сейчас в группе).
• Высказывать суждения только от своего имени: «я считаю.», «я думаю.», «я чувствую.»
• Постараться быть искренними в общении (говорить то, что
чувствуете, только правду или молчать).
• Все, что происходит во время занятий, не следует выносить
за пределы группы, т. е. необходимо соблюдать конфиден-циальность.
— Какие будут вопросы?
Итак, мы начинаем.
Зачастую некоторые родители не видят изменений, которые происходят с его ребенком, не замечают, в каком лице говорит о себе ребенок, не видят его потребностей и т. д., поэтому это важно выяснить. Проведем небольшую разминку.
(На видном месте размещаются вопросы, на которые предлагается ответить родителям.)
— Сколько в вашей семье детей?
— Ваши семейные увлечения, хобби.
— Наблюдаете ли вы изменения в развитии ребенка?
— Стал ли он другим за год? Что нового появилось?
— Какие вопросы или, может быть, проблемы воспитания
волнуют вас?
— Поднимите красный сигнальные карточки те, у кого общение с детьми вызывает затруднения, зеленые — у кого затруднений нет.
— Назовите проблемы, которые чаще всего у вас возникают.
(Родители называют, секретарь фиксирует их в протоколе. Можно предложить родителям написать проблемы на листочке и передать их ведущему.)
Воспитатель: Дорога жизни сложная, на ней встречаются ухабы и выбоины, все временами с этим сталкиваются. Почему же ваш дом вдруг превратился в зону военных действий? Что вызвало бунт на корабле? Иногда причина вызывающего поведения ребенка кроется не в нем самом, а в ситуациях вокруг него. Напряженный распорядок, сложные ситуации и возможная неадекватная реакция взрослых на плохое поведение ребенка — все это создает условия для возникновения конфронтации.
Взрослым
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему!
Де-мо-би-ли-за-ци-я!
Психолог:
Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса : негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Эти симптомы, характерные для поведения ребенка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов» (приложение 2).
Следует обратить особое внимание на следующие моменты.
• Сам по себе кризис 3 лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит
от поведения взрослых.
• Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны.
• Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребенок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.
• Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.
• Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.
• Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность
свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более
ответственно.
• Терпение не означает вседозволенности, а поддержка —
беспрерывного восхваления любых детских проявлений.
• Следует помнить правила использования слова «нельзя» :
запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась
возможность выбора форм поведения и развития функции
самоконтроля; запреты должны быть согласованы между
всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым
фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка); запреты
нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих
целей (лучше всего это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое).
• Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится
относительно независимым от окружающей его среды.
• Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.
Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в кричалки или сопелки по примеру Винни-Пуха, поколотите непослушную глину, из которой никак не выходит мишка. Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх. Играя с ребенком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты. Также вы можете рассказать малышу о том, что с вами тоже случались похожие неприятности в детстве, и поделиться опытом, как можно избавиться от них. Ребенок будет благодарен вам за откровенность, для него это знак поддержки и доверия. Только не ждите, что он тут же воспользуется именно вашим рецептом выхода из сложной ситуации. У него должно созреть свое собственное решение.
Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды. Он осознает себя как отдельную личность, достаточно ловко и независимо передвигается, может обслужить многие свои потребности. Он начинает овладевать собой и своим поведением — может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и что плохо. Он постоянно и интенсивно учится — но только тому, в чем испытывает необходимость, что его интересует. Он играет — придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми и развивается в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.
Период «упрямого» кризиса — серьезное испытание для родителей и детей. И тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время — залог ваших будущих отношений с ребенком.
Далее психолог предлагает родителям упражнение «Мир детства и мир взрослых».
(предлагает родителям в течение 5—8 минут порисовать на тему «Мир детства и мир взрослых» и дать пояснение к своему рисунку.)
Обсуждение
— Есть ли на вашем рисунке взаимодействие между миром
взрослых и миром детей?
— Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу?
— В каком мире вам хочется быть сейчас, почему?
— Как вы думаете, что на вашем рисунке взрослые хотят сказать детям? А что дети хотят сказать взрослым?
— Есть ли на рисунке место конфликту? Где?
Упражнение «Чаша»
Душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? У каждого из вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой цветной бумаги или открыток, напишите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, назовите его и поместите в чашу.
Решение проблемных ситуаций
Ситуации взаимодействия взрослого с ребенком могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способом. Какой из них можно признать конструктивным в конкретной ситуации? Давайте это сейчас и выясним.
(Материалом для моделирования родительского поведения могут служить собственный опыт родителей, заготовленные педагогом варианты проблемных ситуаций)
Давайте проиграем заявленную ситуацию, при этом будем объяснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на нее.
1 ситуация: В магазине ребенок требует что-то купить. Как часто ребенок капризничает по этому поводу? Как вы реагируете на поток слез и криков.
2 ситуация: Ребенок не желает есть. Что вы предпримете?
3 ситуация: Ребенок замахивается на бабушку, грубит маме, дерется с отцом. Что же делать?
4 ситуация: Дочь пытается одеться самостоятельно. Делает с трудом. Мама старается помочь. Девочка начинает кричать. Почему? Каковы последствия поведения мамы. Ваши советы.
5 ситуация: Ребенок капризничает по малейшему поводу. Как успокоить ребенка, если он расстроен.
Варианты ответов:
• Переключите внимание
• Создадите игровую ситуацию
• Не будете обращать внимание
• Постараетесь убедить
• Будете ругать, стыдить
• Купите то, что требует
• Ваш вариант ответа
5. Подведение итогов собрания
В заключение нашей встречи хочется познакомить вас с притчей о перевернутом камне. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подходит к сегодняшнему разговору о наших детях. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности — в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда поенные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир.
Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».
«Любить ребенка — не значит обладать им или жить рядом, скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесет несоизмеримо больше положительных результатов и радости как детям, так и родителям» (А. Гаврилова).
Мы приготовили для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании.
(В качестве решения собрания родителям раздаются памятки {приложение 4).)
Рефлексия
(Родителям предлагается по пятибалльной шкале оценить результат встречи: полезность встречи; актуальность обсуждаемых ситуаций; атмосфера встречи.)
Упражнение «Пожелания»
(Участники стоят по кругу и, передавая друг другу символический предмет (например, зажженную свечу, заканчивают предложения: «Я желаю себе.», «Я желаю вам.»)
Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.