Овсяная Марина Алексеевна
Родительское собрание в первой младшей группе «Кризис трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: актуализировать среди участников образовательных отношений проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения.
Задачи:
1. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам периода кризиса 3 лет у детей.
2. Привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-х летним ребенком.
3. Способствовать позитивному взаимодействию в различных ситуациях.
Форма проведения: ситуативный практикум
Участники: родители, воспитатели.
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Кризис трех лет“» размещена в разделах
Место проведения: помещение группы.
План проведения
1. Вступительный этап.
2. Основная часть:
2.1. Что такое кризис 3 лет, симптомы, причины, продолжительность кризиса 3 лет
2.2. Практикум
2.3. Упражнения на снятие напряжения
2.4. 5 правил правильного поведения родителей с ребенком
3. Подведение итогов собрания
1. Вступительный этап
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня хотелось бы обсудить проблему, с которой, наверное, столкнулся каждый из вас - кризис 3 лет ваших малышей.
2. Основная часть
Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройкасложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому типу взаимоотношений с окружающим миром.
2.1. Симптомы кризиса 3 лет у детей
• Происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
• Ребёнок начинает отделяться от взрослых.
• Возникает непреодолимое желание все делать, решать самостоятельно. В связи с чем, он яростно противостоит любому давлению со стороны окружающих людей.
• Ребенок начинает отстаивать свое «Я».
• В речи ребенка все чаще можно услышать «Я», "Я сам", "Я могу", "Я хочу".
• Появляется чувство собственности, склонность к жадности, ревности.
• Малыш становится упрямым.
• Дети не делают того, о чем их попросили, делают все наоборот. Родителям важно знать, что стремление делать все наоборот проявляется против воли ребенка, в ущерб его интересам.
• Ребенок может проявлять недовольство тем, что предлагает ему взрослый, может ссориться с окружающими людьми, вести себя агрессивно, кусаться, драться.
• Может называть родителей бранными словами. Что делать родителям в этом случае? Как себя вести с ребёнком? Как реагировать на оскорбления? Родителямследует показать свое недовольство поведением ребенка, свою обиду. Строго скажите ребенку, что вам не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял.
• В этом возрасте у детей часты слезы и истерика, если взрослые не удовлетворили желания ребёнка.
• Ребенок требует от взрослых постоянного внимания к себе.
• Дети во время кризиса 3 лет больше стремятся к поощрениям, появляется чувство гордости за свои достижения, успехи.
Причины кризиса 3 лет у детей
Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 - 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.
Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.
Сколько длится кризис 3 лет у детей?
В центре кризиса 3 лет стоит бунт против авторитарного воспитания, против ранее сложившихся отношений в семье. Понятие "Кризис трёх лет" весьма условно, его временные границы размыты. Начинается кризис 3 лет примерно с 2,5 и продолжается до 3,5 - 4 лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания, особенностей психики и личности самого ребенка.
2.2. Упражнение «Есть мнение…»
Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием проблемной ситуации: группе необходимо разобрать ситуацию, презентовать ее и дать решение данной проблеме…
1. Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать.
2. Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает: «Я-сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить.
3. Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать - не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение.
2.3. Упражнения на снятиенапряжения
Спящий котёнок
Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
Шишки
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)
Холодно – жарко
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер (повторить 2–3 раза).
Солнышко и тучка
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
Кораблик
Упражнение выполняется стоя. Взрослый:
- Представь себе, что мы на корабле. Чтобы не упасть, расставь пошире ноги и прижми их к полу. Сцепи ручки за спиной. Качнуло палубу, прижми к полу правую ногу. Потом левую:
Стало палубу качать,
Ногу к палубе - прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!
Шарик
Выполняется сидя (лежа, стоя.) Взрослый:
- Представь себе, что ты надуваешь воздушный шарик. Положи ручки на живот.
Шарик мама нам достала.
Вдох - и тело легким стало,
Выдох - шарик ожил словно.
Дышим мы легко и ровно.
Прятки
Взрослый предлагает поиграть в прятки с ежиком. Ежик отворачивается, а дети прячутся — обхватывают себя руками и замирают. Через несколько секунд ежик находит детей. Дети прыгают, хлопают в ладоши.
Повторить 2—3 раза.
Вместо ежика в прятки с детьми может поиграть любой другой персонаж.
2.4. 5 правил правильного поведения родителей с ребенком
1. Правило: “Ты сделал это сам, и мы, твои родители, радуемся!”
Обратите внимание, умеет ли ваш ребенок радоваться собственноручно построенной башенке, собранной пирамидке, нарисованным каракулям, или остается безразличным. Помогите ребенку сформировать собственное суждение о себе и о своих действиях: “Ты умница, всю кашу съела”; “Молодец, как много колобков нарисовал!”; “Какую ровненькую дорожку для машин ты сам построил”.
2. Правило: “Я взрослый, я все умею и научу тебя, мой малыш!”
Утром, собираясь в детский сад, вместо того чтобы подгонять малыша и упрекать его в неумении и медлительности, предложите ему поиграть. Пусть ребенок одевает мишку или зайца, а вы - малыша. Соревнуйтесь, кто справится быстрее!
3. Правило: “У тебя не все получилось, давай-ка еще разок!”
Бунт и капризы в период кризиса трех лет следует не искоренять, а направлять в другое русло - игру-соревнование, игру-сказку, игру “в семью”. Играйте с ребенком, через игру дети избавляются от глупого упрямства, а их поведение становится целенаправленным и настойчивым.
4. Правило: “Мне нужен такой помощник, как ты, малыш!”
Ребенок хочет быть самостоятельным. Поощряйте его самостоятельность, и он станет настоящим помощником: пусть стирает рядом с мамой или убирает со стола с бабушкой, папе можно подавать инструменты, с дедушкой чинить машину или куклу.
5. Правило: “Давай посоветуемся!”
Вопрос к малышу: “Что и как будем делать?” всегда эффективнее, чем жесткий приказ или навязчивая опека. Тем самым вы научите ребенка выбирать себе занятие, иметь свои желания, вместо того чтобы упрямиться и делать все наоборот. Вы научитесь прислушиваться к ребенку, незаметно подсказывать ему правильное решение. Дети любят, когда к ним обращаются за советом или помощью.
3. Подведение итогов собрания
В заключение нашей встречи хочется подвести итог.
Упрямство, непослушание и негативизм ребенка воспринимайте как временные, преходящие проявления, которые неизбежны в период кризиса. Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными, вырабатывайте четкие единые требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» - и руководствуйтесь ими. Не говорите «да», когда необходимо твердое «нет».Поощрения и наказания должны быть правильно сбалансированы. Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей. В любой ситуации следует проявлять терпимость. Не делайте скоропостижных выводов относительно методов воспитания, которые в том или ином случае вы хотите использовать. Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком, противодействуя ему во всем – необходимо быть «рядом» с ним.
Решение родительского собрания :
1. Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности, организовывать игры и общение с ребенком как равноправным партнером.
2. Использовать в воспитании детей знания и опыт других родителей полученные на родительском собрании.