Вершинина Светлана
Родительское собрание в средней группе «Культура общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в средней группе “ Культура общения”.
Цели:
1. Дать возможность родителям задуматься над проблемами воспитания культуры речи у детей.
2. Привлечь к совместной работе по овладению культурой речи детьми.
3. Обогащение социального опыта ребёнка.
Задачи:
1. Добиваться перехода нравственных навыков в привычку.
2. Научить использовать обязательные формы вежливости.
Оборудование:
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Культура общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Магнитная доска, кукла-игрушка, фломастеры.
Предварительная работа:
- Анкетирование детей и родителей
- изготовление памяток для родителей
Содержание:
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас, сегодня тема нашего собрания “ Культура общения”.
Когда мы готовились к встрече с вами, мы задали детям следующие вопросы:
- Дети, какие вежливые слова вы знаете?
- А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы считаете вежливым, почему?
- Вежливы ли в обращении с вами взрослые? Почему?
- Подумайте и скажите, почему вежливые слова называют волшебными?
(Зачитываются ответы детей. На основе ответов делается вывод)
- Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.
«Ничто не ценится так дорого и обходится так дёшево, как вежливость».
Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств: доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, разговоре, приёме гостей – словом во всём, чем мы выходим в общество.
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения, культуры общения? Об этом и пойдёт сегодня разговор, в ходе которого мы найдём ответы на многие вопросы.
- Спасибо, что вы откликнулись на нашу просьбу и заполнили анкеты.
(Зачитываются ответы родителей на вопросы анкеты)
- С чего же начинать воспитание культуры?
(Напечатать вопрос, вывесить на доске)
Воспитание ребёнка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывается возраст детей, начинать надо с создания духа игры, с приветливо-живой сказки, которая должна войти в ваш дом.
Мы дадим вам один совет, может быть, он вам понравится, и вы им воспользуетесь:
Пусть иногда в комнате ребёнка появится фея “ Вежливость”, которая оставляет записки с шуточными замечаниями, указаниями на правила, в которых он сделал оплошности. В каждой семье свои нормы поведения и надо обязательно сказать ребенку, что хотят от него взрослые.
Ежедневно можно вывешивать на стене оценку – маску: если ребёнок вёл себя прекрасно - появится улыбающаяся маска Феи, если слегка провинился – маска гнома, если совсем плохо себя вёл – маска дракона.
Если мы, взрослые, захотим, то сможем превратиться на время в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами поведения.
- Как научить ребёнка не только говорить все волшебные слова, но и говорить их по - особому, приветливо, с улыбкой.
(Напечатать вопрос, вывесить на доске)
Рассмотрим различные ситуации.
(Тексты можно дать зачитать родителям, которые распечатаны на отдельных листах)
Ситуация 1:
Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша, а ты почему не здороваешься? Сейчас же скажи – “здравствуйте”. Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Ивановной, сейчас же скажи “здравствуйте”. Я жду. Господи, и в кого ты такой упрямый, не ребёнок, наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне его ещё учить?
Вопросы:
- Какие советы вы бы дали матери?
- Как бы сами поступили в такой ситуации?
(Ответы родителей)
Обобщение :
Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие – только после напоминания, а третьи – не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила. Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых – сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.
Ситуация 2.
Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? – Нормально. А ты не торопишься?
- Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим
(ребёнок, перебивая, дёргает мать за рукав).
Ребё нок: Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи такой же.
Мама: Не суйся, когда взрослые разговаривают.
- Ой, я вчера в магазине была, такой выбор посуды, чуть не купила.
Ребё нок: Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?
Мама: Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.
Ребё нок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.
Мама: Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даст.
Вопросы:
- Были ли ошибки в поведении матери? Какие?
- Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор?
(Ответы родителей)
Обобщение :
Если ребенок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать:
- он не умеет слушать;
- проявляет агрессию к тому, кого перебивает;
- хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной);
- не обладает достаточным запасом терпения;
- не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивности).
Мы уверенны, что наши дети это правило усвоят, ибо мы взрослые - будем для них примером для подражания. И фраза “Извините, пожалуйста, что я вынужден вас прервать” станет поистине волшебной.
Ситуация 3:
- Что делать, если ребёнок употребляет грубые слова, ненормативную лексику?
(Ответы родителей)
Обобщение :
- Не всегда надо заострять внимание, если ребёнок маленький, он быстро забудет.
- Если постарше – надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, грязные, хорошие дети так не говорят.
- Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок).
- Можно написать грубые слова и сжечь бумагу вместе с ребёнком.
Часто взрослые являются источником заражения ребёнка, употребляя лексический мусор.
КОНКУРС - ИГРА
“Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление вежливости”
- мы с детьми играем в эту игру. Дети хвалят друг друга, используя вежливые слова, или вспоминают волшебные слова. Давайте мы поиграем в эту игру, и каждый из вас скажет, какие слова говорите вы, чтобы похвалить своего ребенка.
(Игрушка-куколка передаётся по кругу)
Обобщение :
Похвала помогает в достижении результатов. Давайте возьмё м за девиз: “Ни одного дня без похвалы”. И дома и в детском саду будем искать возможности хвалить ребёнка, и мы увидим, что произойдут перемены, у детей появится желание быть воспитанными.
- А сейчас предлагаю вам тесты, ответив на которые, вы как бы со стороны посмотрите на своих детей, проанализируете их поведение.
Перед вами цветные фломастеры и бумага (если ребёнок выполняет правило – рисуете красный круг, если не совсем и не всегда – жёлтый, нет – синий).
- выполняет правило
- не совсем и не всегда выполняет правило
- не выполняет правило
(Табличку вывесить на доске)
Тесты:
1. Ребёнок вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за помощь.
2. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
3. Не показывает пальцем на окружающих, предметы.
4. Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы – извиняется.
5. При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит “До свидания”.
6. Не говорит грубых (матерных) слов.
7. Говорит спокойным тоном, во время разговора смотрит на собеседника.
- Посмотрите на кружки, которые вы нарисовали, их цвета помогут вам решить, над чем нужно поработать с детьми, используя примеры, похвалу и уважение.
Заключительная часть (вывод).
Быстро летит время, растут дети, и наступит час, когда они придут к вам за советами по воспитанию своих детей. Что скажите вы?
Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность.
Воспитан ли ваш ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность?
На все вопросы, которые мы обсудили, у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы, и зависеть он будет от вашего желания и умения.
Так пусть же нам, взрослым, хватит сил, терпения, любви для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры.
Родительское собрание хочется закончить словами поэта Себастьяна Бранта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители - пример всему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит,
Что с лихвой получит.
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным - пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
- Насколько важна и актуальна эта тема для вас в воспитании 4-5 летнего ребенка оцените на графике, поставив точки по 5 бальной шкале.
- Раздать памятки для родителей.
Приложение 1
АНКЕТА.
1. Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребёнок?
___
___
2. Умеет ли ваш ребёнок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?
___
___
3. Что, по-вашему, является главным в воспитании культуры речи и хороших манер?
___
___
Приложение 2
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.
Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.
Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.
Проявляйте благородство даже тогда, когда вам не очень хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.
Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Приложение 3
Да здравствует вежливость!
(Правила для воспитанных и вежливых детей)
Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься и играй дружно.
В разговоре и игре всегда помогай слабому, вступайся за него, не обижай младших.
Не отвечай на грубость грубостью.
Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
Приучи себя постоянно помнить об окружающих.