Ольга Исимова
Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»
Цель: Ознакомление родителей с организацией образовательной деятельности по развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Публикация «Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Повысить педагогическую компетентность родителей в области познавательного развития детей через опытно-экспериментальную, исследовательскую деятельность.
2. Повысить качество образовательной деятельности по познавательному развитию детей дошкольного возраста.
Ход собрания:
1. Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители! Благодарим, что нашли время посетить нашу встречу. Это значит, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания и развития детей. Тема нашего собрания сегодня: «Детское экспериментирование, как средство развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольника». Наше собрание мне хочется начать с таких слов:
Учат нехотя уроки,
Болтуны и лежебоки
Любознательные дети,
Все желают знать на свете?
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться
А учиться и учиться.
Очень много вопросов «почему», «как», «бывает-не бывает» возникают у любознательных детей. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы.
Среди родителей часто распространена ошибка. Вы отвечаете на все вопросы маленького почемучки, с готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них. Детское экспериментирование может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность. Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов. В группе созданы условия для разных видов деятельности. Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно.
Дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные опыты и исследования, и задача взрослого состоит в создании условий для самостоятельного нахождения ребенком ответов на интересующие вопросы.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе такой деятельности ребенок познает свойства предметов, связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время опытов, запоминаются надолго.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно – научного явления, обобщить результаты, полученные действенным путем, сопоставить их, классифицировать, сделать выводы.
2. Воспитатель: Ценность эксперимента заключается в том, что у ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения. Таким образом, стимулируется развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств.
В ходе экспериментальной деятельности, ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
И мы хотим Вас спросить, что такое опытно-экспериментальная деятельность?
Опытно-экспериментальная деятельность-это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций для получения результата. Какую роль играет опытно-экспериментальная деятельность в развитии ребенка?
Вы правильно сказали, имеет большое значение в умственном развитии ребенка. Перед ним стоит задача, требующая самостоятельного решения. Так же деятельность способствует развитию любознательности, познавательной активности, мелкой моторки и воображения.
3. Воспитатель: Мы хотим в нашей группе оборудовать центр опытно-экспериментальной деятельности. Чтобы в мини-лабаротории хранились оборудование и материалы, с помощью которых дети опытным путем будут познавать тайны живой и неживой природы.
А сейчас мы хотим представить вам несколько опытов, которые вы можете провести со своими детьми в домашних условиях.
Опыты с пеной:
Знакомство с пеной. Цель: знакомство со свойствами пены (воздушная, легкая.) Развитие познавательной активности и любознательности, речи.
Игра с пеной. Цель: Развитие воображения, мелкой моторики.
Рисование на пене. Цель: подготовка руки к письму. Развитие воображения, мелкой моторики рук.
Опыты с водой
Как вода отражает предметы? Цель: Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать желание соблюдать опрятный вид.
Оборудование. Зеркало, тазик с водой, кукла в платье.
«Как вытолкнуть воду?» Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.
Оборудование: Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.
«Как окрасить воду?» Цель: Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи. Содействовать проявлению гуманного отношения к игровому персонажу.
Оборудование: Пищевые красители разных оттенков, прозрачные стаканчики, мерные ложечки, ёмкость с водой, цветные квадратики из бумаги.
В заключении хочется сказать, что в результате организации опытно-экспериментальной деятельности у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисковой деятельности.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце). У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность. Такая деятельность вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.