Наталья Присяжнюк (Федина)
Родительское собрание в подготовительной группе как средство повышения педагогического потенциала родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной к школе группе как средство повышения педагогического потенциала родителей.
Тема: «Читаем дома».
Форма проведения: родительское собрание
Аудитория: 12 родителей подготовительной к школе группы, библиотекарь.
Количество участников:2 воспитателя
Задачи:
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе как средство повышения педагогического потенциала родителей» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
1. Ознакомить родителей с ролью книги в жизни дошкольника.
2. Стимулировать самообразование родителей.
Ожидаемые результаты:
1. Возникновение заинтересованности со стороны родителей к чтению детей. 2. Расширение представления родителей о важности чтения в современном мире.
3. Рост читательской активности взрослых и детей.
Информационно- техническое обеспечение: магнитофон, аудиозапись.
Материалы и оборудование:
1. На мольберте записана тема родительского собрания, эпиграф:
Книга! Великое слово!
Тебя от души воспеваю,
Люблю я тебя, люблю!
Оду пою я книгам –
Не в силах я им изменить.
Они только могут в мире
На всё ясный свет пролить.
(Л. Рахманина).
2. Представлены новинки детской литературы.
3. Выставка любимых книг детей.
4. Стулья родителей поставлены в круг.
5. Подбор цитат.
6. Доклад воспитателя.
7. Сообщение библиотекаря.
8. Литературная викторина «Книжкины герои».
9. Карточки для проведения этапа собрания «Корзина мнений». Содержание карточек связано с формулировкой продолжения записанных на карточках фразах: «Я не задумывался над этим вопросом ранее, но могу сказать, что…», «Человек сталкивается с этой проблемой, когда…», «Для меня этот вопрос кажется важным, потому что…».
10. Памятки для родителей.
11. Анкета для родителей.
I.Чем занимается ваш ребё нок в выходные или после посещения детского сада:
- занимается в кружках и секциях;
-гуляет на улице;
-смотрит телевизор;
-играет в компьютер;
-читаете ему книги (сам читает книги);
-выполняет домашнюю работу, которую вы ему поручаете;
-чем ещё?
II .Что читали ребёнку в последний месяц или что сам читает
-детскую литературу;
-энциклопедии;
-детские журналы;
-комиксы;
-что ещё?
Логика проведения:
Предварительная работа:
1. Предложить родителям принести любимые книги детей в группу.
2. Выставка новинок из библиотеки.
3. К собранию родителям предлагается ответить на вопросы анкеты.
Повестка дня:
1. Доклад воспитателя «Книга – твой надёжный друг».
2. Выступление клубного библиотекаря Котиной Л. М.
1. Организационный момент.
Родители рассаживаются, звучит музыка Клео де Мальо
«Восхитительный мир».
Уважаемые родители, здравствуйте!
Мы рады приветствовать вас в нашей группе.
Для ведения собрания предлагаю выбрать председателя и секретаря.
2. Вступительное слово воспитателя.
Нашу встречу хочу начать с народной мудрости: «Лиши человека воды, и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком». Нам хочется, чтобы наша встреча стала настоящим праздником книги, так как хорошая книга – это воспитатель, учитель, советчик и друг.
Желание провести встречу на эту тему возникло неслучайно: современные дети просят нечасто взрослых почитать им, предпочитая книге просмотр мультфильмов и компьютерные игры.
3. Доклад воспитателя «Книга – надёжный друг».
Все мы хорошо знаем, как важно в дошкольном возрасте развить речь ребенка: сделать ее чистой, правильной, богатой; научить ребенка внимательно слушать и воспринимать информацию, точно и доступно выражать свои мысли. Это обязательное условие успешного обучения в школе, успешного взаимодействия с окружающими, успешной карьеры в будущем.
Одним из важнейших средств для достижения этой цели является чтение.
Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного; задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения и т. д., обращать внимание на бережное отношение к книгам.
Уважаемые родители, я не ошибусь, если назову вас читателями со стажем. Или ошибусь? Сколько вы прочитали книг? Трудно ответить? Наверное, десятки книг всё - таки есть в вашем стаже читателя. Чтение – одно из самых больших удовольствий в жизни. «Ведут беседу двое: я и книга. И целый мир неведомый кругом,» - говорил Маршак. Откроешь страницу – станет видно далеко – далеко, протяни руку, и книга заговорит, она радуется и печалится вместе с тобой, она – твой надёжный друг». Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и бывает, что не всегда ценим и бережём её. Но вдумайтесь, ведь книга – это надёжное средство передачи знаний от поколения к поколению, своеобразная летопись человеческого общества. Книга не только знакомит нас с прошлым, но и позволяет разобраться в настоящем и, словно крылья, уносит нас в будущее. Это единственная «Машина времени», с помощью которой можно совершить увлекательнейшие путешествия. Со страниц книг перед нами встают и Древний Рим и старая Русь, и средневековый замок, сказочный замок и шумный современный город. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний. Книга вечно служит людям в труде, борьбе, в повседневной жизни.
Но давайте посмотрим, сколько времени уделяется чтению в вашей семье, что и как читаете детям, не вытесняется ли книга из жизни современного ребёнка компьютером, телевидением. Я приглашаю вас к разговору на эту тему, но вначале предлагаю вашему вниманию анализ анкеты, проведённой с вами. (Приводятся данные анкеты.)
Анализируя ваши анкеты, выясняется такая картина, что ребёнок не только не читает сам (а это для будущего школьника обязательно, но и редко берёт вообще книгу, хотя бы предложив вам прочитать её. Итак, уважаемые родители, сегодня мы попробуем понять, почему вы уделяете недостаточное внимание для развития у ваших детей любви к книге, и совместными усилиями выработаем рецепт от этой болезни.
4. Воспоминания.
А сейчас предлагаю вспомнить, какая книга произвела на вас самое сильное впечатление. Возможно, это было в детстве или в юности, а может быть совсем недавно. Вспомним и поделимся своими воспоминаниями. Если вы не против, то я начну первая…Начала читать с подачи старшего брата и то не сразу. Ему скучно было одному ходить в сельскую библиотеку, брал меня с собой. Вот там я увидела сколько книг! Да и он говорил, похваливая себя, что прочитал полбиблиотеки.
Первая мной прочитанная книга - это «Умка». Помню, как заинтересовали меня картинки, ну и интерес смогу ли прочитать до конца. А то уже скоро брат пойдёт в библиотеку за новой книгой. Прочитать до конца не получилось с первого раза, потом, через несколько дней, дочитав, я узнала о том, что медведи уплыли далеко-далеко на льдине и теперь на небе есть большой и маленький ковшик, символизирующий большую и малую медведицу.
Далее родители по кругу кратко рассказывают о книге, которая произвела на них самое большое впечатление.
Спасибо!
Вот так и вы со своим ребёнком можете вспомнить. А чтобы книга осталась в памяти надолго, для повторения прочитанной книги или желание не расставаться так быстро с полюбившимся героем, можно поиграть с ребёнком в игру «Что сначала, что потом», составить кроссворд, сканворд, создать коллаж, сделать настольный (кукольный) театр.
Простейшие книжки – малышки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о герое или о жизни вашего ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что всё, о чем говориться в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.
Чтение книг оказывает большое влияние на сюжеты детских игр.
Предлагаю вам литературную викторину «Книжкины герои», которую можно проводить с детьми. Уверяю вас, что детям понравится показать свою эрудицию, отвечая на загадки и вопросы позакавыристей.
5. Литературная викторина «Книжкины герои».
а. Любит есть он бутерброды
Не как все, наоборот.
Он в тельняшке как моряк
Звать кота скажите как?
(Матроскин)
б. Мальчик с гусями летал в поднебесье
как мальчика звали скажите все вместе?
(Нильс)
в. Кто знает город Изумрудный
Тем мне помочь не будет трудно.
Читал я: в нём волшебник был
А звали как его – забыл…
(Гудвин)
г. На снежных санях Королева
По синему небу летела.
Коснулась мальца невзначай
Холодным, недобрым стал
(Кай)
д. В детстве все над ним смеялись
Оттолкнуть его старались.
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён.
(Гадкий утёнок)
е. Уверенный в себе, хоть неумейка.
И от природы он большой зазнайка.
А ну-ка угадать его сумей-ка
Известен всем под именем
(Незнайка)
6. Выступление библиотекаря.
Незаменимым помощником, путеводителем в мире книг, их хранилищем являются библиотеки. Но в наше время библиотеки, обладающие богатыми литературными фондами, к сожалению, часто оказываются без читателей, не выдерживая конкуренции с Интернетом.
Библиотеки являются важным звеном в привлечении ребёнка к книге. Хотелось бы, чтобы дети нашего детского сада и в частности нашей группы были частыми посетителями клубной библиотеки. Ведь покупать книги это дороговато, да и все понравившиеся книги не купишь.
Предоставляется слово библиотекарю Котиной Ларисе Михайловне.
Лариса Михайловна пригласила родителей вместе с детьми посетить и посещать библиотеку. Сказала о том, что не всякая семья может приобрести книги в магазине. В библиотеке представлено очень много книг для чтения и для взрослых и для детей. Библиотекарь сделала обзор новинок детской литературы.
7. «Корзина мнений».
Наверное, никто не станет отрицать, что проблема, связанная с нелюбовью и нежеланием детей слушать и читать, существует. Она обусловлена как объективными, так и субъективными причинами. В последние годы всё чаще можно видеть и слышать дискуссии о том, нужна ли вообще современному ребёнку книга. Может быть, её могут заменить компьютер, планшеты? Предлагаю высказаться по данной проблеме.
Давайте мысленно представим себе, что в центре круга стоит корзина. Попробуем «набросать» в неё наши мысли о том, какие сложности мы наблюдаем.
Родители один за другим представляют свои мысли о том, какие сложности возникают в процессе формирования у детей интереса к книге, к чтению.
(Для стимулирования более быстрого формирования мыслей можно использовать заранее приготовленные карточки).
8. Заключительное слово воспитателя.
Книга важна для ребёнка дошкольного возраста потому что, как раз в этом возрасте формируется учебная деятельность, познавательное развитие – любознательность, критичность и пытливость ума, расширяется кругозор; психологическое развитие – речь, память, внимание, воображение. Современным детям тяжело выразить свои мысли грамотно, последовательно, связано, у некоторых детей слаб словарный запас. Нужно, обязательно нужно, приучать детей к книге. Через неё или с помощью неё ребёнок будет усидчивым, внимательным, будет хорошо заниматься в школе, будет подкован как в грамматике, так и в естественных науках.
Чем старше ребенок, тем многограннее становиться круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы ребёнок учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин или в библиотеку вместе.
Даже когда ребёнок научиться читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснить малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Читать нужно вместе с ребё нком: берите книгу, садитесь рядом и читайте.
Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.
Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает!
9. Решение.
Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующих задач:
1. Ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное.
2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.
3. Родителям предлагается памятка, содержащая советы о том, как заинтересовать ребёнка чтением, прививать любовь к книге.
Памятка родителям.
1. Чаще читайте детям вслух.
2. Старайтесь выбрать книги с красочными иллюстрациями, удобным для чтения шрифтом.
3. Выбирайте для совместного чтения с детьми интересные эпизоды.
4. Старайтесь заинтриговать ребёнка сюжетом.
5. Показывайте детям личный пример, читайте сами.
Спасибо за внимание и участие!