Лилия Климина
Проектная работа «Родительское собрание как инструмент повышения уровня воспитательной работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение. Система дошкольного образования, как из одного института социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов, с нашей точки зрения является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Публикация «Проектная работа „Родительское собрание как инструмент повышения уровня воспитательной работы с детьми“» размещена в разделах
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В процессе взаимодействия в системе образования включаются представители различных социальных групп, которые имеют свои собственные интересы в этой сфере: государство, учебные заведения города, попечительские советы, органы самоуправления, медицинские учреждения.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
В процессе взаимодействия в систему образования включаются представители различных социальных групп, которые имеют свои собственные интересы в этой сфере: государство, учебные и культурные заведения города, органы самоуправления, медицинские учреждения.
Актуальность проблемы: Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института социализации детей. В дошкольном учреждении должно быть создано единое сообщество «семья – дети - педагоги», для которого характерны взаимопомощь, содействие друг с другом, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Только понимание взрослыми (педагогами и родителями) своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, а партнера и практические действия в этом направлении могут дать положительный результат. Взаимодействие ДОУ с семьей на современном этапе развития общества требует таких форм работы педагогов с родителями, которые позволят им прийти к пониманию того, что для содействия культурному развитию ребенка, его успешной социализации взрослым необходимо начать прежде всего с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания. В таком содружестве педагогов и родителей объединяет одна цель: помочь детям приобрести полноценный жизненный опыт и при этом научиться быть любящими, чуткими, ответственными друзьями своих детей - на всю счастливую и полноценную жизнь. Ведущая роль семьи в воспитании детей определена в Законе РФ «Об образовании». В статье №18 указывается, что именно родители являются первыми педагогами, что они обязаны заложить основы разностороннего развития ребенка. Но, как показывает практика, современные родители нуждаются в помощи педагогов и специалистов в вопросах воспитания детей. Отсутствие знаний по психологии и педагогике зачастую приводит к ошибкам, непониманию, а значит, и к безрезультативности воспитания. Важно отметить проблемы, которые требуют компетентностных решений: 1. Отсутствие единства требований к детям, непоследовательность. 2. Часто педагоги и родители находятся в неведении планов и намерений относительно друг друга.
3. Анкетирование родителей показывает, что многие из них недостаточно осведомлены о специфике работы с детьми в дошкольном учреждении, деятельности воспитателя, возможных результатах деятельности детей. Причины обозначенных выше проблем обусловлены отсутствием системы взаимодействия ДОУ и семьи
Цель проекта : установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Задачи:
- установление положительных взаимоотношений с родителями как социальными партнёрами;
- пропаганда педагогических знаний;
- привлечение внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.
-- поиск контакта с родителями и детьми ( изучение семьи: тестирование, анкетирование, беседы, наблюдения);
- определение единых требований семьи и ДОУ к воспитаннику;
- показать, что воспитание – это единый неразрывный процесс взаимодействия между семьей, дошкольным и школьным учреждением;
Гипотеза:
процесс социализации ребенка будет проходить более успешно, если будут:
- установлены позитивные отношения с родителями;
- расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми;
- построены партнерские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения.
Ожидаемые результаты:
* Участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;
* Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;
* Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
* Сплоченность семьи, как системы
* Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
Вид проекта : долгосрочный 2016-2017гг.
Участники проекта : педагоги, родители, медицинский работник, психолог, педагоги ДО, администрация ДОУ.
Этапы проекта :
1. Организационный этап
Его цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Задачи данного этапа:
1. Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства (диагностика)
2. Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)
3. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
4. планирование и разработка родительских собраний
5. составление сценариев конкурсов
2. Практический этап.
Его цель - реализация программ сотрудничества между родителями и педагогами ДОУ.
Задачи данного этапа:
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.
3. Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада;
4. Включение в разработку и реализацию проектов предложенных родителями.
6. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей
3. Заключительный этап.
Его цель – подведение итогов социального партнерства.
План действий по реализации проекта
1 этап. Организационный.
1. Проведение «Дня открытых дверей»
2. Диагностика (Приложение 1)
3. Анкетирование родителей (Приложение 2)
2 этап. Практический.
1. Родительское собрание «Адаптация детей в детском саду» (Приложение 3)
2. Родительское собрание «Что я знаю о своем ребенке?»
(Приложение 4)
3. Родительское собрание «Чем играют наши дети?»
(Приложение 5)
4. Родительское собрание «Дом, в котором мы живем»
(Приложение 6)
3этап. Заключительный.
1. Сбор и обработка практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными;
2. Обобщение материалов проекта;
3. Создание слайдовых презентаций.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого мы стараемся, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными задачами у нас являются создание атмосферы добра, доверия и взаимопонимания.
Литература:
Закон РФ «Об образовании»
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ : методическое пособие. М. : Айрис Пресс, 2006 г.
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей : диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М. : Творческий Центр, 2004 г.