Твердякова Лариса
Родительское собрание в группе для детей с ОНР «Патриотическое воспитание как средство формирования импрессивной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в старшей группе для детей с ОНР
«Патриотическое воспитание как средство формирования импрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Цель: знакомство с условиями для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника в домашнем воспитании на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.
Ход собрания
Публикация «Родительское собрание в группе для детей с ОНР „Патриотическое воспитание как средство формирования импрессивной речи“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Логопед: Добрый вечер! Мы рады новой встрече с вами.
На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение.
Решение данной проблемы тесным образом связана с осуществлением индивидуализированного, а также более дифференцированного и пошагового коррекционного воздействия, преобразования методических систем, учитывающих сложность и неоднородность контингента детей с нарушениями речи, а также внедрение тенденции обновления содержания образования.
Речь - основное средство человеческого общения, с помощью которой можно получать и передавать огромное количество информации. Речь обладает определенным смыслом, который выражается в личных мыслях, ассоциациях образах, чувствах и таким образом характеризует личность человека.
Лексику современного русского языка можно рассматривать с точки зрения ее происхождения, социально-диалектного состава, активного и пассивного словарного запаса, эксперессивно-стилистической и т. д.
Исходя из нашей темы, в рамках нашего собрания мы рассмотрим формирование лексики посредством обогащения пассивного словарного состава языка, то есть импрессивой речи.
При обсуждении вопроса о том, какие единицы могут функционировать на разных этапах речемыслительного процесса, необходимо особое внимание уделить процессу становления у ребенка глубинных чувственных образов, а затем – представлений и понятий, для обозначения которых необходимы средства «внешней символизации», а в их числе слова. (И. М. Сеченов)
Основная функция лексической единицы – номинация, т. е. название предметов, явлений, признаков, отношений, действий и др. Между такой единицей и существующим предметом устанавливается определенная отражательная связь, закрепленная в практике речевого общения, в силу чего слово обладает известным предметно-понятийным, или лексическим, значением.
Развитие лексики у детей с ОНР
Особенности лексики при ОНР изучены глубоко. Они проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другим словом, имеющим иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений. С позиции изучения нейтральной лексики подробно описаны часто встречающиеся речевые ошибки детей с тяжелыми нарушениями речи (Л. Ф. Спирова).
При исследовании лексической стороны речи детей данной категории выявляется незнание или неправильное употребление слов, неумение изменять и образовывать лексемы.
В предложениях в недостаточной степени применяются простые предлоги (из, в, с, на, под, употребление сложных предлогов осложнено из-за непонимания. Они или не применяются, или заменяются на простые (выглянул из кровати – выглянул из-под кровати).
Детям малодоступны словообразовательные операции. Они затрудняются самостоятельно образовывать новые слова по известным моделям. У них выявляются трудности в употреблении существительных в роде, временных глаголов (мы завтра ходили, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах, а также в воспроизведении слов сложной слоговой структуры.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения).
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле). Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека (Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. – М. : Русский язык, 1989. С. 14-15.)
В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство: 1) общения как формы социального взаимодействия; 2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т. е. социализации; 3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).
Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.
Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство: 4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности; 5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека; 6) опосредствования высших психических функций человека; 7) развития познавательных интересов; 8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).
Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.
Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства: 9) осознания человеком собственного «Я» и 10) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.
Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.
В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.
Наряду с общими элементами общественно-исторического опыта в языке есть элементы, присущие той или иной национальной культуре. В этом смысле А. А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка – национально-культурная. Она ярко охарактеризована и в работах К. Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.
А сейчас мы с вами проведем совместный тренинг с детьми для закрепления вышесказанного материала. Это будет вам практическая помощь в подборе различных приемов формирования импрессивной речи у детей.
Игра - путешествие История стула
Цель: формирование импрессивной речи у детей с ОНР.
Задачи:
- дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (ориентироваться в прошлом и настоящем стула;
- формировать умение родителей применять различные методы и приемы для достижения поставленной цели в образовательном процессе со своими детьми.
Материал и оборудование: предметные картинки: ноутбук, проектор, экран, презентация История стула.
Ход
Ребята, на чем вы сидите? (На стуле.) Правильно, на стуле. А сейчас послушайте рассказ о прошлом стула, его историю.
Когда-то давным-давно люди жили в пещерах. В них можно было спрятаться от дождя и холода. Там они разжигали костры, готовили пищу, грелись около костра. И сидели они на камнях. Вот таких (показывает камень). Камни часто были холодными, и людям было неудобно сидеть на них. Однажды, когда охотники возвращались с охоты уставшие, они присели в лесу на сваленное дерево. Отдохнув, они обратили внимание на это бревно. Вот оно (показывает бревно). И люди поняли, что удобнее сидеть на бревне, потому что дерево не остывает, а, наоборот, нагревается под ними. Так люди принесли бревно к костру. Но как-то один человек нашел в лесу пенек с вывороченными корнями, присел на него и понял, что пенек лучше, чем бревно. На нем можно сидеть одному. Так у людей появились пенечки-одиночки. Вот такие (показывает пень).
Шло время, люди становились умнее. Они строили большие деревянные дома, в которых были каменные печи. Сидеть на бревнах и пеньках в избе не удобно, и человек придумал сделать лавку. Вот она (показывает лавку). Лавки делали длинные, они стояли вдоль стен. На них много людей можно посадить. Но люди стали жить семьями. Лавки для них стали неудобными, они были большие, и их трудно было передвигать. И человек придумал табурет (показывает табурет). Теперь табурет можно было где угодно поставить. Но человеку и этого мало. Ему нужно не только сидеть но и сидя отдыхать. И вот человек прибил с боков табурета дощечки, и получился стул. Вот он какой (Показывает стул). Вот такая история нашего стула. Сейчас стулья бывают разные: большие и маленькие.
- А теперь ответьте мне, ребята, на чем человек сидел в пещере? (На камне.) Правильно. А потом на чем? (На бревне.) А что потом он использовал вместо стула? (Пенек.) Правильно, молодцы! А что человек сделал, когда начал жить в домах? (Лавку.) Правильно. А что потом он сделал? (Табурет.) Молодцы, внимательно меня слушали. А чтобы удобнее было сидеть, что он придумал? (Стул.)
Родительское собрание в старшей группе для детей с ОНР
«Патриотическое воспитание как средство формирования импрессивной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»