Дунецкая Анастасия
Родительское собрание в младшей группе «Чтение художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН «Родительское собрание в младшей группе»
«Чтение художественной литературы»
Предварительная работа:
Анкетирование родителей «Ребенок и книга»
Изготовление папки передвижки
Примерный список литературы для детей 3-4 лет»
Публикация «Родительское собрание в младшей группе „Чтение художественной литературы“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Родительские собрания в детском саду
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Литературная викторина для детей «В гостях у сказки»
Организация групповой выставки «Любимая книга»
1. Выступление воспитателя.
Добрый вечер уважаемые родители тема нашего собрания «Роль чтения художественной литературы в жизни ребёнка». Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос, какую роль в жизни ребёнка играет книга. Символ обсуждаемой темы- детская книга. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке талант читателя. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, художественное произведение до них доносит педагог, родители. Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о традициях. Дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение. В этих сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки. Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т. е. всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. По новым требованиям ознакомление с художественной, литературой в ДОУ проводится ежедневно, в эту область входят – чтение, обсуждение и разучивание. По мнению многих психологов именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно проводить и дома – это семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов. Сегодня, когда дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке! Об этом не следует забывать, нам взрослым. Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Семейное чтение для детей - это ещё и общение с родителями. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный момент и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения- общения. Во многих семьях есть прекрасная традиция успокающего чтения на ночь. Лучше читать спокойные нестрашные сказки. Слушая книги, дети учатся, думать, мечтать, на вопросы ответ получать. Каждый раз, что-нибудь узнают, окружающий мир познают.
А сейчас я предлагаю вам, дорогие родители, проявить свои знания в детской литературе принять участие в конкурсах:
«Мы - читающая семья».
1) Литературная викторина :
Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)
Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей, и однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит это. (доктор Айболит).
С букварем шагает в школу деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)
На сметане мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился. (Колобок).
Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)
Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью» (Емеля.)
Он весел и незлобен, этот милый чудачек. С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель Пятачок. Для него прогулка праздник. И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок… (Вини - Пух)
Многим долго неизвестный стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной мальчик – луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, он зовётся… (Чиполлино)
2.) Сказать какая у вашего ребенка любимая сказка? Проверить совпадение с ответами детей.
3) Конкурс «Допиши словечко»
Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на ---
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной ---
Это он, это он
Ленинградский---
Жил человек ---
С улицы Бассейной
Сел он утром на ___
Стал рубашку надевать
В рукава просунул руки
Оказались это ___
Бим-бом! Тили-бом!
На дворе высокий ___
Ставеньки резные,
Окна---
А на лестнице ковер-
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит--- по утру.
Дама сдавала в багаж
Диван чемодан___
Картину, корзину, картонку и маленькую___
Вот тебе под спинку
Мягкую ___
Сверху на перинку
Чистую___
Вот тебе под ушки
Белые---
Одеяльце на пуху
И платочек ___
4)Конкурс «Кто здесь был и что забыл?».
Каждая команда получает вещи (или картинки) и стараются в течение 2 минут определить произведение, из которых они взяты, назвать автора.
1. Телефон («Телефон» К. Чуковского,
2. Монетка («Муха-Цокотуха» КЧуковский,
3)Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковский,
3. Зайчик («Игрушки» А. Барто,
4)Мячик («Наша Таня» А. Барто)
5.)Показ видео «Викторина для детей по сказкам»
Решения родительского собрания :
1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное. подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений.
Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.
Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные. Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.
Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.
В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Задача литературы для детей – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.