Олеся Климова
Родительское собрание по программе Н. М. Крыловой «Детский сад — дом радости»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Приветствие.
Воспитатель 1. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть
всех Вас в нашем детском саду. Слово представляется заведующей д/с.
Уважаемые родители! Хочется поздравить вас, с тем, что ваши детки
перешли из ясельного возраста в дошкольный. А это значит, что они
повзрослели, и у них начинается новый этап в жизни. Чтобы этот переход из
ясельного возраста в дошкольный прошел наиболее комфортно и
благополучно мы с Вами должны сотрудничать и быть единым целым в
Публикация «Родительское собрание по программе Н, М, Крыловой „Детский сад — дом радости“» размещена в разделах
вопросах, касающихся воспитания ребенка.
Воспитатель 2: А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» :
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него
не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Воспитатель 1.
Очень приятно встретиться с родителями наших новых воспитанников. И
сейчас возникает очень много вопросов. Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать и принять помогать нам и вашим детям?
Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.
Воспитатель
Семья – начало всех начал, исток всему, источник сил,
радости, надежд, побед. Как важно для каждого, чтобы семья не стала
источником бед, поражений, разочарований. Хорошая семья – это
удивительный мир, где все пополам: и горе, и радость, и соль, и хлеб. Куда
мы возвращаемся с работы ну конечно домой, дом это очаг, дом это тепло и
уют, дом где нас любят и ждут. Что объединяет семью ну конечно же дети.
Воспитатель 2: Второе — это дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца — не напиться.
А дети — это жизнь, это родник.
И продолжение рода. Пусть струится!
А так как ребенок большее время проводит в детском саду мы стремимся к
тому чтобы дети чувствовали себя как дома. В этом году наша группа
работает по программе Детский сад - Дом радости.
У нас это будет второй выпуск по этой программе.
Воспитатель 1 Что такое Детский сад – Дом радости?
Понятием «Дом» обозначается возможность каждого ребенка, с учетом его возраста, пола и индивидуальности, прожить каждый день жизни
максимально активно, удовлетворяя свои потребности: физиологические и духовные. В нашем «доме» царит такая обстановка, такие взаимоотношения между взрослыми и детьми, когда каждого понимают и принимают, любят и уважают за то, что он – индивидуальность.
«Радость» - это слово обозначает эмоцию, которая возникает в момент
большого душевного удовлетворения и удовольствия, если деятельность,
которую осуществляет человек, несет в себе позитивный результат.
Таким образом, жить в «Доме радости» - значит, находиться каждую
осознаваемую минуту в состоянии деятельности, успешность которой
подтверждается возникновением эмоции радости.
Для педагога воспитывать в «Доме радости» - это значит содействовать
обогащению и развитию неповторимой индивидуальности каждого ребенка.
Ребенок принимается воспитателем как система, имеющая право на
сохранение своей автономности, самобытности и уникальности.
Воспитатель 2: Программа Детский сад – Дом радости создана Натальей
Михайловной Крыловой, доцентом Пермского государственного
университета и Валентиной Тарасовной Ивановой, педагогом-новатором в 1985 году на базе Пермского государственного университета. За плечами программы богатый опыт внедрения в разных регионах нашей страны и бывшего СНГ. В 1990 году программа была награждена золотой медалью ВДНХ СССР. В настоящее время программой охвачено около 163 детских садов и 20 000 детей.
Программа построена на добротном философском, физиолого-гигиеническом
и психологическом фундаменте. Научной основой программы «Детский сад –
дом радости» является типовая программа воспитания и обучения в детском
саду под редакцией Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддъякова. Программа отразила
все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и
психологами. Ее задачами является:
• забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и
физического развития каждого ребенка;
• содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне
самостоятельности и развитие его творческого потенциала;
• содействие овладению основами духовной культуры.
Центральным ядром программы, как системы, является нравственно-
трудовое воспитание маленького ребенка, что способствует формированию
ценностных ориентаций детской личности.
Программа имеет фирменный стиль: свою эмблему и гимн «Тёплый дом»,
который сочинила А. С. Гавриленко, работающая воспитателем по
Программе «Детский сад — Дом радости» (село Малая Салаирка.
Воспитатель 1 Чем программа Детский сад - Дом радости отличается от
других программ? Основной акцент в программе делается на
индивидуальных обучающих занятиях с детьми. Такие занятия, по мнению
авторов, не исключают и фронтальных форм обучения, но те и другие
должны в первую очередь обеспечивать индивидуальный подход к каждому
ребенку. Кроме того, авторы предлагают игровое, сюжетное обрамление
самых разных моментов жизни детей.
Воспитатель 2: Любой вид деятельности, которую будет осваивать с
помощью воспитателя дошкольник, назван метафорой «Лесенка успеха». В ней четыре ступеньки: первая – узнавание, вторая – воспроизведение, третья
– самостоятельность, четвертая – творчество. И только последовательно,
пройдя каждую ступеньку, ребенок может перейти к творчеству, проявляя при этом высокий уровень своего развития.
Но высокий уровень выполнения деятельности не появляется сразу.
Воспитатель 1 С чего же начинается работа в «Доме радости»?
Для повышения активности детей в течение дня авторами программы
построен новый режим организации деятельности детей и воспитателей:
с 7.00. до 7.50 индивидуальное обучение;
с 7.10 до 7.30 фронтальная игровая деятельность, помогающая детям
ощутить радость совместного общения;
8.00 – зарядка, создающая эмоционально радостное ощущение жизни и
включающая игры, танцы, имитационные движения
8.10– мотивация предстоящей фронтальной деятельности после завтрака,
которую все дети уже усвоили, и задача для них – самоутвердиться в своих
возможностях;
в 8.15 – умывание, сопровождающееся играми, решением проблемных
ситуаций, сообщением интересной информации.
8, 20 - региональный компонент
8.30 – 8,50– завтрак. После завершения еды каждый ребенок выбирает игру и занимается ею до начала фронтальной деятельности, которая начинается с хороводной игры и незаметно переводится воспитателем на тот вид деятельности, о котором говорилось утром.
8,50 Хороводная игра
9,00 - 10.00 Занятия (вторая часть)
-Понедельник – Строительные игры
- Вторник - Режисерские
- Среда - Театральные игры
- Четверг - Сюжетно – ролевые
- Пятница - Дидактические игры
Утром перед завтраком по программе идет опробование,т е пробуем, нам нужна будет ваша в этом помощь. В том выпуске родители сами каждый выбрали за какую неделю они будут ответственны. Что такое опробование?
На неделю составлялось расписание, кто из родителей, в какой день и что должен принести. Это были овощи, фрукты, сыр, ягоды, мед, и другие продукты, которые разрешены Сан Пином. Задача: определить консистенцию, вкус, цвет, размер, запах и др. свойства.
Вы видите на примере насыщенность утреннего приема, но не думайте что
так мы проводим только утро. Весь день рассчитан по минутам и поэтому
мы очень просим вас уважаемые родители не пропускать посещение детского сада без уважительной причины, если таковая все-же возникла то обязательно сообщить педагогам или в администрацию детского сада.
* Особенностью программы является тесное взаимодействие обоих воспитателей.
В работе по программе д с Дом радости является и участие родителей в жизни группы, в организации предметно-развивающей среды. Это приобретение разноцветной посуды для детей (чтобы каждый мог выбрать для себя самую красивую тарелочку)и когда мы будем в средней и старшей группе будем сами дежурить, то своему дружку поставить самую красивую тарелочку или бокальчик. Пошив постельных принадлежностей, изготовление краваток,фонарей и других атрибутов для игр детей, так как вы у нас будете второй выпуск у нас все атрибуты уже изготовлены прошлыми родителями а также участие родителей в подготовке материала и непосредственном участии в проведении занятий познавательного цикла: Это мамины и папины занятия приход мамы или бабушки и показ своих умений в шитье, вязании или кулинарных способностей, приход отцов для изготовления на глазах у детей кормушки для птиц, ящика для посадки лука или познакомить детей с различными инструментами и т. д. Н. М. Крылова в своей программе предлагает выделить один день помощи родителей в группе по ремонту мебели, игрушек, подклейки книг, выполнение любой другой деятельности родителей по благоустройству группы в присутствии детей, чтобы дети видели заботу родителей о них не только дома, но и в детском саду. Это повышает авторитет родителей в глазах детей, чувство радости за маму или папу, за их умелые руки. Родители приходят в группу не только трудиться, но и поиграть с детьми в группе и на прогулке, показать свои умения в игре на музыкальном инструменте или просто принести какую-то интересную книгу и почитать детям, показать какую-то особенную вещь и рассказать о ней детям. Такие встречи сближают детей и родителей. Родители в свою очередь больше узнают о жизни и занятиях своих детей в детском саду. Способствуют сближению детского коллектива и родителей с детьми и между собой совместные мероприятия: праздники, спортивные развлечения, посиделки с чаепитием, выставки работ совместного творчества.
Воспитатель 2: Ритуал обеда в нашей системе максимально приближен к
семейной обстановке. Во время приема пищи идет спокойная беседа
воспитателя с детьми о еде, о продуктах, из которых она приготовлена, о
людях разных профессий. Организация приема пищи такова, что уже во
втором полугодии младшей группы дети пользуются всеми столовыми
приборами, включая нож. Сами убирают за собой стол. Носят тарелочки,бокальчики сами. Вытирают рот салфеточкой и делают из салфеточки колобок колобок. Складывают салфеточку конвертиком и убирают.
После обеда каждый играет, а потом все вместе идут в спальню. В это время
второй воспитатель продолжает индивидуально работать с детьми, а первый
ведет непринужденный разговор с другими, а когда все дети лягут, читает
красивое поэтическое произведение, приучая ребенка уже с трех лет слышать гармонию родного языка.
Воспитатель 1:Режим предполагает специально отведенное время,
названное «Минутка шалости» и «Минутка тишины». «Минутка шалости»
помогает ребенку снять с себя эмоциональную и физическую нагрузку с
помощью произвольных движений под музыку. «Минутка тишины»
помогает продолжить движение мысли, в это время зарождаются и
формируются поступки.
Воспитатель 2:Аналогичным образом проводится и вторая половина дня,
только время занятий заменяется фронтальными видами самостоятельной
деятельности детей – играми, трудом, познанием.
Для повышения речевой активности детей во время всех видов деятельности
в группе «живет» персонаж Мишка. Это недотепа и глупыш, который ничего
не знает, говорит иногда смешные вещи и всегда все путает. А дети с
большим удовольствием учат его, рассказывают о том, что сделали, узнали.
Эмоциональный контакт с Мишкой дети устанавливают очень легко, т. к. они
видят в нем не строгого критика, а недотепу, которому нужно помочь, о
котором нужно позаботиться или чему-то научить.
Воспитатель 1: Специфика данной программы состоит в том, что впервые
воспитатели получили новую форму организации труда – план-сценарий.
Авторы предлагают подробное описание «совместной жизни» воспитателя и
детей, предлагают свою методику работы с целой группой, с небольшими
подгруппами и с каждым воспитанником индивидуально.
Авторы постоянно подчеркивают одну правильную мысль: «Никого ничему
научить нельзя! Можно только научиться самому!» Это значит, что каждый
ребенок должен сам стать субъектом воспитания и обучения. А стать
субъектом можно только в самостоятельной деятельности, когда ты сам
выбираешь цель, средства, способы деятельности и сам оцениваешь ее
результат. Для формирования самостоятельности, субъектности детей авторы
предлагают чрезвычайно интересную наглядную модель структуры любой
деятельности. Она всегда и у всех «под руками». Это – ладонь, вернее пять
пальцев, каждый из которых символизирует один из компонентов структуры
деятельности Мизинец означает цель деятельности (что хотим сделать); безымянный палец
— материал или предмет (из чего будем делать); средний – средства
деятельности (чем надо делать); указательный палец символизирует способ и
порядок действий (как надо делать по порядку) и, наконец, большой палец,
поднятый вверх, означает достигнутый результат, его оценку (что
получилось). Дети быстро осваивают такую наглядную модель и охотно
используют ее в разных видах своей деятельности.
Воспитатель2:В детском саду «Дом радости» дети осваивают такие
продуктивные виды деятельности как аппликация, лепка, конструирование из бумаги, рисование (изображение различных предметов, построение
сюжетных композиций; с натуры, по замыслу). Малыши учатся рисовать «с
натуры» и по замыслу.
Особое место авторами программы уделено развитию у детей
конструктивных способностей. Начиная с создания стульчиков, ворот и
домиков для матрешки, дошкольники к подготовительной группе умеют
сравнивать градостроительные планы и творчески подходить к выражению
своего замысла, «создавая» архитектурные ансамбли.
Большое значение в жизни малышей имеет детское экспериментирование.
Дети проводят много опытов, познавая «внутреннее содержание внешнего мира».
Важный ритуал с участием родителей по программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости» - это день рождения ребенка. К нему готовятся заранее и дети и родители. Родители именинника готовят не только угощение, но и сувениры для всех детей группы, вместе с ребенком своими руками мастерят поделки для «дружочков», чтобы каждый ребенок помнил день рождения (Саши, Даши) и хранил его сувенир дома. А имениннику в день рождения особое внимание, любимые игры, поздравления «дружочков» и особый ритуал проведения праздника с участием родителей. Такие совместные мероприятия помогают объединиться всем участникам педпроцесса: и детям, и родителям и воспитателю. В старшей и подготовительной группах именинники приглашают детей к себе домой в гости (5 человек).
Н. М. Крылова в своей программе предлагает оформить детские работы в отдельные папки для каждого воспитанника, т. е портфолио чтоб родитель видел рост и развитие своего ребенка в продуктивной деятельности. И особая информация об успехах и неудачах отдельных детей доводится до сведения родителей через индивидуальные беседы и контакты с родителями данного ребенка.
В программе д с Дом радости есть работа с полочками (показ)
Воспитатель 1 : К концу подготовительной группы дети откроют для себя
более 30 имен соотечественников, прославивших нашу Родину : Ломоносов,
Жуковский, Крылов, Пушкин, Толстой, Кипренский, Даль, Суворов,
Нахимов, Кутузов, Глинка, Чайковский, Айвазовский, Репин, Левитан, Росси,
Саврасов, Тимирязев, Павлов, Менделеев, Циолковский, Королев, Вавилов,
Гагарин, Грабарь, Петров-Водкин, Маршак, Чуковский, Бианки, Бажов,
Римский-Корсаков и т. д. Ребята не просто узнают имена великих граждан
России, но и знакомятся с их открытиями и подвигами. Знакомство с
творениями зодчих, живописцев, резчиков, кузнецов, литейщиков, ювелиров,
мастеров народных промыслов позволяет перейти от искусства к истории.
Тогда и история становится наглядной, конкретной, трогает сердце и слова
«любовь к Родине» наполняются смыслом и содержанием.
Конечно, современных родителей волнуют вопрос, насколько их ребенок
будет готов к школе. Можно с полной уверенностью сказать, что
систематические знания, получаемые детьми, посещающими группы
детского сада «Дом радости», дают возможность детям без натаскивания
овладеть основами чтения, грамоты, математики, так необходимых для
поступления в первый класс.
Успех создания «Детского сада – дома радости» определяется еще одним
условием – пониманием, что семья в жизни человека – это паровоз, а детский
сад, школа, ВУЗ – это лишь вагончики. Поэтому за годы дошкольного
детства ребенок, его родители и другие родственники должны научиться
беречь, заботиться друг о друге на основе признания за каждым права быть
неповторимым, быть индивидуальностью, защищать ее.
Школы, куда пришли выпускники групп «Детский сад – дом радости», дали
высокую оценку готовности детей к обучению в любом, даже самом
престижном учебном заведении. Это свидетельствует об эффективности
данной программы.
Выбор родительского комитета
Воспитатель 2:Но пришло время решить, кто будет трудиться в
родительском комитете. Нам необходимы помощники ну конечно вы
родители и поэтому мы просим вас выбрать родительский комитет, на
который мы сможем опереться в процессе реализации программы.
Воспитатель2. Итогом нашей встречи является проект решения
родительского собрания
Решение родительского собрания
1) Создавать и поддерживать в семье хороший психологический климат.
2)Создать в семье необходимые условия для правильного развития и
воспитания ребенка:
Каждый вечер уделять для ребенка время на разговоры, игры,
рассказы;
Рассказывать ребенку сказки на ночь, проводить вечерние беседы
о нем, о том, какой он добрый, умный, вежливый, храбрый;
Вместе с ребенком смотреть детские передачи, мультфильмы,
обсуждать их;
Следить за тем, чтобы ребенок ложился спать всегда прощеным
мамой (взрослым);
Перед сном обязательно целовать ребенка и желать ему
«Спокойной ночи».
3) Организовать жизнедеятельность детей 3-4 лет в соответствии с режимом
дня, продолжая традиции детского сада.
Мы думаем, что данное решение мы вместе будем притворять в жизнь,
закладывая фундамент будущего ребенка и общества в целом.
Спасибо за внимание.