Надежда Короткая
Родительское собрание «Агрессивность»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Агрессивность"
Цель: познакомить родителей с понятием «Агрессивность» с целью профилактики неадекватного поведения дошкольников.
Место проведения: групповая комната
Оборудование: ИКТ, листы бумаги, карандаши, колокольчик
Литература: М. Кравцова Если ребенок дерется. – М. ,2003.
Справочник педагога – психолога Широкова Г. А. Ростов –на –Дону, 2011
А. Баркан Плохие привычки хороших детей. - М. ,2009
Публикация «Родительское собрание „Агрессивность“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада вас всех видеть.
Упр. «Давайте поздороваемся» (включить музыку на слайде)
Цель: дать группе активно подвигаться, посмеяться, сбросить усталость и напряжение, поздороваться с участниками.
В этой игре сменный ведущий. Сначала ведущим буду я. Я говорю: «Поздороваемся локтями» - тот, кому не хватило пары, становится ведущим. Ему нужно быстро придумать что-то свое.
Упр. «Топаем, хлопаем и гудим»
А сейчас одновременно, все вместе топаем ногами, хлопаем в ладоши и гудим «У-у-у!» Как только вы услышите звонок колокольчика все нужно прекратить и замереть на месте.
Тест «Скрытая агрессивность» автор Луиза Дюсс
«Однажды все ваши родственники: родители, братья, сестры, тети, дяди, все люди с кем вы общаетесь, коллеги, соседи, знакомые, дети пошли на вокзал. И один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко…И, может быть, никогда не вернется. Кто это был? Напишите у себя на листочке. Тест анонимный, можно никому не показывать. Данный тест выявляет срытую агрессивность у ребенка. Обычно скрытая агрессивность бывает у тревожных, замкнутых детей».
Тема сегодняшней нашей встречи «Агрессивный ребенок» (слайд 1)
Агрессия – это индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Агрессивность обнаруживается очень рано – в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение. Причина проста – малышу в чем-то отказывают. И это его раздражает. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность – это реакция борьбы, так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми.
Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растет на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем пойти на убыль. Спад агрессии связывают с возрастающей способностью детей разрешать конфликты неагрессивными способами (словами, а не кулаками, а также с появлением опыта взаимодействия в игровых ситуациях. К тому же к 6-7 годам дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других.
Скажите, пожалуйста, а какие еще причины могут вызвать агрессию у детей?
(слайд №2)
Причины возникновения агрессии у детей.
• Стремление занять лидерские позиции
• Желание владеть предметом, которым владеют другие дети
• Ревность
• Защита на замечание или наказание
• Чувство голода
• Повышенная утомляемость
• Скука, желание привлечь к себе внимание
• Давление родителей
• Впечатлительность, эмоциональная нестабильность
• Чувство неполноценности
• Стремление к отрицательному образу (так себя ведет герой фильма или родитель)
В детском саду мы обязаны запрещать проявление открытой агрессивности, так как мы отвечаем за безопасность детей. Вид выражения агрессивности зависит от возраста. Если кусается двухлетний, то это одно, а если кусается пятилетний, то это тревожный сигнал. Тревожно не то, что ребенок зол и раздражителен, а то, каким именно способом он выражает свою злость, т. е. способом присущим двухлетним детям. (слайд №3)
Необходимо учить свое дитя бесконфликтно общаться с другими детьми. Да мы обязаны устанавливать правила и запреты и не возмущаться при этом, что дети против них протестуют и пытаются с ними бороться. Это нормально, ведь мы не хотим видеть абсолютно покорного ребенка. Гнев может вспыхнуть. Когда тебя критикуют, когда от тебя что-то требуют или запрещают. Проявление агрессивных влечений у детей – вполне нормальное явление.
Если ребенок в гневе и причиной является ваш запрет, то не осуждайте его за это. Оставьте запрет в силе. Но при этом посочувствуйте, утешьте его, если возможно, предложите какой – нибудь компромисс.
Для взрослых важно понять, (слайд 4) что в состоянии злости и раздражения нельзя «разруливать» никакие конфликтные ситуации с детьми.
Упр. «Скороговорки»
Вспомните, пожалуйста, какую- нибудь неприятную ситуацию, которая вывела вас из себя и вы были очень раздражены. Каждому из вас будет выдана скороговорка, которую вы будите произносить раздраженно, гневно, бубня ее себе под нос. Скороговорку нужно высказать гневно каждому участнику при встрече, при этом нельзя улыбаться и смеяться. По сигналу колокольчика при встрече с другим участником вы должны громко и грозно выкрикнуть свою скороговорку, а затем молча ходить по комнате.
Что вы чувствовали? Был ли выход эмоций? Как в обычной жизни вы поступаете, когда кто-то рядом ворчит или ругается? Как вы их успокаиваете? Могли бы вы посоветовать выразить гнев другим способом?
Различают 4 вида агрессии: (слайд №5)
• Прямая физическая агрессия – когда ребенок способен ударить кого –то. Обязательно установить правило: «Бить нельзя. Если злишься, хочешь ударить, – отойди в сторону. Можешь об этом рассказать взрослому». Мы взрослые должны научит ребенка узнавать свои чувства, для этого в своей речи мы должны их употреблять. «Я разозлилась. Я огорчена. Я чувствую себя тревожно».
Можно ли отвечать на агрессию агрессией? Как вы думаете?
• Косвенная физическая агрессия – портит чужое, ломает игрушки. Главное: оставаться спокойным и не отвечать гневом на гнев. Обязательно выяснить причину такого поведения:
- то ли ребенок, устав от запретов родителей бьет свою куклу потому, что не в состоянии сделать то же самое с родителями.
- то ли причина кроется в зависимости, от которой стоит стремление самоутвердиться (ребенок завидует, злится на товарища, который может построить башню, и успокаивает себя тем, что крушит ее)
Важно осуждать сам конфликт, а не ребенка. Наказание не должно причинять боли, не должно унижать ребенка.
• Прямая вербальная агрессия – может оскорбить словесно. Назвать дураком, дать прозвище и прочитать нотации. Все дети используют в речи бранные слова. Детям свойственно слушать, что говорят взрослые, которые зачастую не замечают, как себя ведут. Иногда родители сами учат детей определенным выражениям. Отдельные слова ребенок усваивает от товарищей по играм.
Бывает и так, что ребенок произносит слово, не зная его значения. Как мы должны поступать в этом случае? Наиболее правильным будет сказать, что это плохое слово и не следует его говорить.
Ребенок разочаруется в ругани, если не будет видеть желаемого результата. Порой необходимо сделать выговор ребенку, если он знает, что это бранное слово: резкое неодобрительное «Довольно» действует лучше, чем длительное нравоучение. Дети, как и мы с Вами, нуждаются в выражении эмоций. Предлагайте им альтернативные слова, например: «елки-палки». Если ребенок оскорбляет окружающих, иногда можно игнорировать, но лучше сказать: «Ты мне нравишься, но вот то, что говоришь, мне не нравится»
Часто за словесной агрессией скрывается желание почувствовать себя сильным и значимым.
• Косвенная вербальная агрессия – постоянные жалобы ребенка на кого-то (ябедничество)
Проявление агрессии в 3 года – это норма, но если ребенку 5,5 – это патология.
Что может сделать взрослый, чтобы облегчить агрессивные переживания ребенка?
Следует помнить, что в агрессивном состоянии человек страдает и переживает, поэтому можно перенести гнев на какой – либо предмет, которому не причинишь ущерба. (мягкую подушку, боксерскую грушу)
Важно осуждать сам конфликт, а не ребенка. Наказание не должно причинить боли, не должно унижать ребенка.
Профилактика агрессивности.
Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно. Хороший метод беседа об агрессивности, когда ребенок может говорить о своих чувствах, когда он находит им правильные слова и одерживает над ними власть. Когда он видит, что его понимают и за его же чувства не осуждают.
«Как ты сегодня себя чувствуешь?» - вот лучшее средство для преодоления аффектов. И если ребенок испытывает тревогу. Проговаривание чувств само по себе способствует смягчению агрессивной энергии. Обязательно давайте название чувствам. Снимать агрессивную энергию можно с помощью прорисовки картины гнева, впоследствии ее уничтожая, тем самым снимая часть конфликтов, которые могли бы возникнуть в дальнейшем. Принимайте большое участие в жизни ребенка, позволяя ему чувствовать себя любимым и желанным.
Чем больше ребенок будет уверен в себе, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.
Упр. «Топаем ногами и колотим воздух»
Встали все. Одновременно топаем ногами и колотим воздух. Еще раз.
Упр. «Выпусти пар»
Порычите громко как лев, а потом пошипите как змея. Повторить 3 раза.
Упр. «Аффирмация»
Наклоны вправо – влево. Ситуация мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна.
Сложить руки в замок, делать глубокие вдохи.
- «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается»
Замечательно присели все.
Посмотрите мультфильм, может вы, увидите в каких-то моментах себя.
В народе принято говорить, что все болезни от нервов, но от каких никто не говорит. Научно доказано, что 90 % болезней человек придумал себе сам. Этому способствует СМИ, особенно реклама различных препаратов, «сарафановое» радио и то, что нам заложено в голове в утробе матери – это не генетика. К 10% процентам относятся кожные болезни и болезни, которые передались по наследству.
Очень часто бывает так, что мы подавляем в себе эмоции, не говорим о них. Что же за этим стоит?
Обвинение во всех грехах других – инфекции мочевых путей.
Гнев, ссоры в доме – частые отиты
Гнев, из-за того, что вас игнорируют как личность – щитовидка
Неутоленный гнев –камни в почках, затем страдает печень
Гнев на себя – у женщин молочница, расстройства менструального цикла, у мужчин – травмы, раны на теле, укусы животных, ожоги.
Озлобленность- ячмень на глазу, фурункулы, лишай, конъюнктивиты.
Злость – воспаление вен, сухость в глазах, целлюлит, кровь в испражнениях.
Поэтому, уважаемые взрослые старайтесь «отрабатывать» свои эмоции и чувства. Здесь на столе лежат памятки, если вы заинтересованы в своём здоровье и в здоровье своих детей возьмите их.
На этом наша встреча подошла к концу. Желаю вам всем удачи!
(выдача памяток)