Адиля Акманова
Родителям о развитии речи ребёнка: фонетико-фонематическое недоразвитие
▼ Скачать + Заказать документы
Родителям о развитии речи ребёнка (фонетико-фонематическое недоразвитие) :
Необходимо обратить особое внимание на:
1) Состояние звукопроизношения.
Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки. При отсутствии какого-либо звука в речи или искажённого произношения звука требуется обратиться к логопеду.
2) Состояние фонематических процессов.
Публикация «Родителям о развитии речи ребёнка: фонетико-фонематическое недоразвитие» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков, умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы.
3) Овладение связной речью – умение правильно составлять предложения, рассказы.
На что ещё обратить внимание:
- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы);
- состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях;
- коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции);
- состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила);
- мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое);
- развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов);
-развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на
группы). Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным
признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др. ,выделение лишнего с объяснением;
-чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
Коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи :
Основными задачами коррекционного обучения являются следующие:
1. Формирование звукопроизношения.
2. Развитие фонематического слуха – умение различать звуки на слух, не путать звуки.
3. Подготовка к обучению грамоте.
Коррекционное обучение детей с ФФН предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
На материале правильного произношения звуков осуществляется:
• развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
• воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
• развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
• развитие словаря детей путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
• развитие произвольного внимания и памяти.
В процессе коррекционно-логопедического обучения дети с ФФН обучаются правильно произносить и различать все фонемы родного языка, учатся осознанному звуковому анализуи синтезу слов разной слоговой структуры, овладевают навыками сознательного послогового чтения и письма простых слов, предложений и коротких текстов.
Система коррекционных занятий для детей с ФФН позволяет сформировать у школьников полноценную речь, дает возможность не только преодолеть речевые недостатки ребенка, но и подготовить его к усвоению программы общеобразовательной школы.
Руководство для родителей :
Для того, чтобы помочь Вашему ребёнку преодолеть нарушения речи необходимы систематические занятия дома. Для этого Вы можете выполнять несложные упражнения вместе с ребёнком :
1. Артикуляционные упражнения:
Статические упражнения («Блинчик», «Чашечка», «Иголочка», «Заборчик», «Дудочка»,
«Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 - 10 секунд.
Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Зубная щётка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 - 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
2. Различение слов, близких по звуковому составу:
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном
порядке:
мак – бак – так
ток – тук – так
моток – каток – поток
батон – бутон – бетон
и т. д.
3. Дифференциация слогов:
Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
тА – та – та
та – тА – та
та – та – тА
и т. д.
4. Развитие навыков звукового анализа:
Назвать первый (второй/последний) звук в словах. Назвать 5-6 слов с первым звуком /Б/П и т. д.
5. Развитие связной речи :
Составление предложения по картинке, составление рассказа по серии картинок. Побуждение ребёнка к речи, к описанию им людей, предметов, ситуаций.
6. Прописи.
7. Самостоятельное чтение:
Ежедневное чтение ребёнком книг (несколько страниц в день, в зависимости от возможностей ребёнка).
Данные занятия могут быть непродолжительными по времени (10-15 минут, 2-3 раза в неделю, но должны носить систематический и постоянный характер.