Получи документы

Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

марина федорова
Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения использую как на занятиях, так и вне занятий с определенной группой детей или индивидуально. В нашей группе предусмотрено тематическое планирование занятий, т. е. в течение недели изучается определенная лексическая тема, например «Дикие животные» - по этой теме уточняем, обогащаем, активизируем словарь, а так же развиваем связную речь детей, а это не всегда интересно, поэтому используем игры и упражнения по развитию речи. К каждой лексической теме подобраны и изготовлены соответствующие игры, которые помогают детям более успешно запомнить предложенный материал.

Публикация «Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра для дошкольников – основной вид деятельности. Через игру ребёнок осваивает предметный мир, знакомится с различными действиями, осваивает разнообразные роли. Во время игры приобретает знания об окружающем мире. Для ребёнка игра – дело серьёзное.

Воспитание звуковой культуры речи

В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Особенно остро вопросы совершенствования работы по воспитанию звуковой культуры речи встают в связи с переходом к школьному обучению.

Воспитатель, проводя со старшими дошкольниками усложненные варианты игр, рекомендованных для детей более младших возрастов, закрепляет их знания о том, что слово звучит, т. е. оно состоит из звуков, что звуки разные, их может быть в слове мало или много и располагаются они в определенной последовательности. Во время упражнений детям предоставляется возможность активно использовать уже усвоенные ими знания о слове и самостоятельно составлять задания, связанные со звучащим словом, для своих сверстников.

Новые упражнения со звучащим словом требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, формируют оценочное отношение к выполнению заданий.

«Построим пирамиду»

Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Игровой материал:

1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда) : внизу 3 квадрата для трехсложных слов, выше – 2 для двухсложных и наверху – 1 для односложных слов.

1. Предметные картинки : на односложные слова (сом, рак, ключ, тигр и т. д.); на двухсложные слова (коза, кошка, баран, чашка и т. д.); на трехсложные слова (собака, корова, сапоги, тарелка и т. д.).

«Включи телевизор»

Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех, упражнять в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах)

Игровой материал:

1. Изображение телевизора, в нижней части которого наклеены два длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв; за экраном – карман (для демонстрации картинок).

2. Предметные картинки и карточки с буквами.

3. Картинки для телеэкрана : шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.

Мячик стук – слышу звук

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч.

Назовите любой звук. Попросите детей стукнуть мячом об пол и повторить этот звук, когда они его услышат снова.

Произносите разные звуки, среди них и тот, который вы называли ранее.

Мяч передай — слово называй

Количество играющих: 2-6 человек.

Инвентарь: мяч.

Играющие садятся или встают в ряд. Первый игрок держит мяч. Он называет слово на заданный звук и передает мяч другому ребенку.

Следующий игрок придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Вопросы и ответы

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч.

Ведущий бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч ведущему, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука «И».

Пример:

— Как тебя зовут?

— Иван (Ира).

— Какая у тебя фамилия?

— Иванов.

— Откуда ты приехал?

— Из Иркутска и т. д.

Встречу слово на дороге – разобью его на слоги

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: мяч.

Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.

Можно предложить детям произнести слово по слогам одновременно отбивая слоги мячом.

Животные и детеныши

Количество играющих: 1 6 человек.

Инвентарь: мяч.

Бросая мяч ребенку, ведущий называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Например:

у тигра — тигренок

у кошки — котенок

у льва — львенок

у собаки — щенок

у оленя — олененок

у коровы — теленок

у лисы — лисенок

у лошади — жеребенок

«Ателье»

Цели:

1. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя – осенняя, летняя – весенняя).

2. Активизировать в речи детей прилагательные : полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая.

3. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.

Игровой материал:

1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др.

2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).

«Составь предложение»

Цели:

1. Обогащение и активизация словаря детей.

2. Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление простых – в, на, к, из, за и т. д. и сложных – из-под, из-за и т. д. предлогов).

3. Учить составлять предложения различного типа.

Волшебные слова.

В гости к детям приходит невоспитанный волк. Воспитатель предлагает детям научить волка, как себя вести:

-если толкнул, скажи… .извини, пожалуйста.

-если угостили, скажи… .спасибо.

-если уступили место, скажи… .благодарю.

-встретил, скажи… .здравствуй.

Ласковые, нежные слова.

У воспитателя яблоко, в которое вставлено много спичек.

-Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые можно сказать человеку.

Достаньте спичку и назовите хорошее слово.

Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову.

Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, дорогой и т. д.

Хлопни, сколько слогов в слове.

Воспитатель напоминает, что слово состоит из слогов. Нужно хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове.

Мак – 1 хлопок

Нора – 2 хлопка

Собака – 3 хлопка

Если дети затрудняются, то воспитатель разрешает проговаривать слово и хлопать одновременно.

Хоботок

Ход игры: расскажите, как пчелка, летая с цветка на цветок, пьет нектар. Для того чтобы подобраться к нектару, ей нужно сложить из губ хоботок (сомкнутые губы вытянуть вперед, а чтобы выпить нектар " сделать движение, как будто набираете в рот воду. Постарайтесь, чтобы ребенок удерживал губы в положении хоботка на счет 5-8.

Хорошая гимнастика для «хоботка» : пить воду, сок через соломинку.

Улыбнемся, растянем губы.

Ход игры: ребенок перед зеркалом. И вы, и он изображаете улыбающегося Буратино, зубки должны быть сомкнуты. Улыбку держать до счета 5-10.

Улыбнемся, змейкой станем.

Ход игры: изобразите перед зеркалом улыбающуюся змейку, которая постоянно играет языком: то высунет, то спрячет.

Цок-цок-цок-цок.

Ход игры: изображайте с ребенком, как скачет лошадка, при этом нижняя челюсть остается в покое, а цокает только язычок.

Назови слова с нужным звуком.

Воспитатель называет 3 слова и звук. Ребенок должен назвать слово с заданным звуком.

Шут, жук, шар. Звук – а.

Ответ: шар.

Можно дать задание самостоятельно придумать слово с нужным звуком

Звук - Н : нос, окно, носки, машина и т. д.

Чего не стало.

Воспитатель говорит слова, дети говорят, чего не стало.

Игла – не стало… иглы.

Мяч – не стало… .мяча.

Дом – не стало… .дома.

Кукла – не стало… куклы.

Яблоко – не стало… яблока.

Лошадь – не стало… лошади.

Сахар – не стало…. сахара.

Конфета – не стало…. конфеты и т. д.

Раз, два, три нужный звук ко мне приди!

Воспитатель предлагает детям быть тем звуком, с которого начинается его имя.

Звук А – это Аня, Антон, Алена.

Звук К – это Катя, Кирилл, Коля и т. д.

- Раз, два, три звук А ко мне приди!

Подходят дети, чьё имя начинается с названного звука, а остальные стоят.

Придумай концовку рассказа.

Воспитатель предлагает придумать концовку небольшим рассказам.

Например:

В нашем дворе живет большая собака. Однажды она нашла кость и стала ее грызть. В этот момент к собаке подошел маленький котенок. Что было потом?

Варианты ответов: собака бросила кость и погналась за котенком, собака понюхала котенка и стала дальше грызть кость, собака прогнала котенка и т. д.

Почему так называют?

Воспитатель называет сложные слова и предлагает детям объяснить, что они значат.

Пылесос – пыль сосет

Самолет – сам летает

Самокат – сам катает

Мясорубка – мясо рубит

Огнетушитель – огонь тушит

Овощерезка – овощи режет

Чеснокодавка – чеснок давит и т. д.

Что значит слово.

Воспитатель называет слово, а дети говорят, что оно значит:

Аня – имя девочки

Петров – фамилия

Стол – предмет мебели

Сыр – продукт питания

Сок – напиток из фруктов

Жучка – кличка собаки

Сосна – название дерева

Новый год – название праздника

Суббота – день недели и т. д.

Коза – стрекоза

Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово похожее по звучанию:

Коза – стрекоза

Чашка – ромашка

Кошка – лукошко

Сук – барсук

Шина – машина

Жар – пожар

Ложка – дорожка

Оса – коса и т. д.

Звук – слог – слово.

Воспитатель произносит звук, дети придумывают слог, а только потом слово с этим слогом:

С – со – колесо

П – по – полено

Н – на – машина

К – ку – кузов и т. д.

Слог может быть в любом месте придуманного слова.

Это правда или нет?

Дети угадывают, чего на свете не бывает:

-Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

-Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

-Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

-А зимой среди ветвей «га-га-га!» - пел соловей.

-Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

Затем дети сами придумывают небылицы и путаницы, а другие дети их распутывают.

Найди другое слово.

Воспитатель называет слова, а дети придумывают слова противоположные по смыслу:

Длинный – короткий

Мягкий – твердый

Легкий – тяжелый

Тонкий – толстый

Сильный – слабый

Храбрый – трусливый

Здоровый – больной и т. д.

Назови одним словом.

Воспитатель предлагает послушать выражения и заменить их на одно точное слово:

Груз, имеющий большой вес …. тяжелый

Работа, требующая много труда…. трудная

Дело, которое нужно сделать… .нужное

Очень трудный день… .нелегкий

Ребенок, который не слушается…. проказник

Профессия, связанная с риском… опасная и т. д.

Учимся рассуждать.

Детям предлагаются картинки – небылицы.

Например: летом мальчик в зимнем костюме катается на лыжах, зимой дети собирают грибы, цыплята плавают в воде с уткой и т. д.

- Докажите, что эти картинки нарисованы неправильно.

Что надо изменить?

Используйте слова во-первых, во-вторых, чтобы все поняли последовательность ваших рассуждений.

Публикации по теме:

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зимние забавы" Расширение словарного запаса:существительные, прилагательные, глаголы. Загадки о зимних забавах. Дидактические, подвижные,.

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: "ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. АТЕЛЬЕ". Дети должны знать: Названия предметов зимней одежды, обуви, головных уборов. Их назначение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 мая 2015 в 17:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем марина федорова (УИ 209095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД