марина федорова
Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения использую как на занятиях, так и вне занятий с определенной группой детей или индивидуально. В нашей группе предусмотрено тематическое планирование занятий, т. е. в течение недели изучается определенная лексическая тема, например «Дикие животные» - по этой теме уточняем, обогащаем, активизируем словарь, а так же развиваем связную речь детей, а это не всегда интересно, поэтому используем игры и упражнения по развитию речи. К каждой лексической теме подобраны и изготовлены соответствующие игры, которые помогают детям более успешно запомнить предложенный материал.
Публикация «Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Игра для дошкольников – основной вид деятельности. Через игру ребёнок осваивает предметный мир, знакомится с различными действиями, осваивает разнообразные роли. Во время игры приобретает знания об окружающем мире. Для ребёнка игра – дело серьёзное.
Воспитание звуковой культуры речи
В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Особенно остро вопросы совершенствования работы по воспитанию звуковой культуры речи встают в связи с переходом к школьному обучению.
Воспитатель, проводя со старшими дошкольниками усложненные варианты игр, рекомендованных для детей более младших возрастов, закрепляет их знания о том, что слово звучит, т. е. оно состоит из звуков, что звуки разные, их может быть в слове мало или много и располагаются они в определенной последовательности. Во время упражнений детям предоставляется возможность активно использовать уже усвоенные ими знания о слове и самостоятельно составлять задания, связанные со звучащим словом, для своих сверстников.
Новые упражнения со звучащим словом требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, формируют оценочное отношение к выполнению заданий.
«Построим пирамиду»
Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Игровой материал:
1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда) : внизу 3 квадрата для трехсложных слов, выше – 2 для двухсложных и наверху – 1 для односложных слов.
1. Предметные картинки : на односложные слова (сом, рак, ключ, тигр и т. д.); на двухсложные слова (коза, кошка, баран, чашка и т. д.); на трехсложные слова (собака, корова, сапоги, тарелка и т. д.).
«Включи телевизор»
Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех, упражнять в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах)
Игровой материал:
1. Изображение телевизора, в нижней части которого наклеены два длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв; за экраном – карман (для демонстрации картинок).
2. Предметные картинки и карточки с буквами.
3. Картинки для телеэкрана : шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.
Мячик стук – слышу звук
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Назовите любой звук. Попросите детей стукнуть мячом об пол и повторить этот звук, когда они его услышат снова.
Произносите разные звуки, среди них и тот, который вы называли ранее.
Мяч передай — слово называй
Количество играющих: 2-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Играющие садятся или встают в ряд. Первый игрок держит мяч. Он называет слово на заданный звук и передает мяч другому ребенку.
Следующий игрок придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Вопросы и ответы
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Ведущий бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч ведущему, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука «И».
Пример:
— Как тебя зовут?
— Иван (Ира).
— Какая у тебя фамилия?
— Иванов.
— Откуда ты приехал?
— Из Иркутска и т. д.
Встречу слово на дороге – разобью его на слоги
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.
Можно предложить детям произнести слово по слогам одновременно отбивая слоги мячом.
Животные и детеныши
Количество играющих: 1 6 человек.
Инвентарь: мяч.
Бросая мяч ребенку, ведущий называет какое-нибудь животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Например:
у тигра — тигренок
у кошки — котенок
у льва — львенок
у собаки — щенок
у оленя — олененок
у коровы — теленок
у лисы — лисенок
у лошади — жеребенок
«Ателье»
Цели:
1. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя – осенняя, летняя – весенняя).
2. Активизировать в речи детей прилагательные : полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая.
3. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.
Игровой материал:
1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др.
2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).
«Составь предложение»
Цели:
1. Обогащение и активизация словаря детей.
2. Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление простых – в, на, к, из, за и т. д. и сложных – из-под, из-за и т. д. предлогов).
3. Учить составлять предложения различного типа.
Волшебные слова.
В гости к детям приходит невоспитанный волк. Воспитатель предлагает детям научить волка, как себя вести:
-если толкнул, скажи… .извини, пожалуйста.
-если угостили, скажи… .спасибо.
-если уступили место, скажи… .благодарю.
-встретил, скажи… .здравствуй.
Ласковые, нежные слова.
У воспитателя яблоко, в которое вставлено много спичек.
-Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые можно сказать человеку.
Достаньте спичку и назовите хорошее слово.
Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову.
Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, дорогой и т. д.
Хлопни, сколько слогов в слове.
Воспитатель напоминает, что слово состоит из слогов. Нужно хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове.
Мак – 1 хлопок
Нора – 2 хлопка
Собака – 3 хлопка
Если дети затрудняются, то воспитатель разрешает проговаривать слово и хлопать одновременно.
Хоботок
Ход игры: расскажите, как пчелка, летая с цветка на цветок, пьет нектар. Для того чтобы подобраться к нектару, ей нужно сложить из губ хоботок (сомкнутые губы вытянуть вперед, а чтобы выпить нектар " сделать движение, как будто набираете в рот воду. Постарайтесь, чтобы ребенок удерживал губы в положении хоботка на счет 5-8.
Хорошая гимнастика для «хоботка» : пить воду, сок через соломинку.
Улыбнемся, растянем губы.
Ход игры: ребенок перед зеркалом. И вы, и он изображаете улыбающегося Буратино, зубки должны быть сомкнуты. Улыбку держать до счета 5-10.
Улыбнемся, змейкой станем.
Ход игры: изобразите перед зеркалом улыбающуюся змейку, которая постоянно играет языком: то высунет, то спрячет.
Цок-цок-цок-цок.
Ход игры: изображайте с ребенком, как скачет лошадка, при этом нижняя челюсть остается в покое, а цокает только язычок.
Назови слова с нужным звуком.
Воспитатель называет 3 слова и звук. Ребенок должен назвать слово с заданным звуком.
Шут, жук, шар. Звук – а.
Ответ: шар.
Можно дать задание самостоятельно придумать слово с нужным звуком
Звук - Н : нос, окно, носки, машина и т. д.
Чего не стало.
Воспитатель говорит слова, дети говорят, чего не стало.
Игла – не стало… иглы.
Мяч – не стало… .мяча.
Дом – не стало… .дома.
Кукла – не стало… куклы.
Яблоко – не стало… яблока.
Лошадь – не стало… лошади.
Сахар – не стало…. сахара.
Конфета – не стало…. конфеты и т. д.
Раз, два, три нужный звук ко мне приди!
Воспитатель предлагает детям быть тем звуком, с которого начинается его имя.
Звук А – это Аня, Антон, Алена.
Звук К – это Катя, Кирилл, Коля и т. д.
- Раз, два, три звук А ко мне приди!
Подходят дети, чьё имя начинается с названного звука, а остальные стоят.
Придумай концовку рассказа.
Воспитатель предлагает придумать концовку небольшим рассказам.
Например:
В нашем дворе живет большая собака. Однажды она нашла кость и стала ее грызть. В этот момент к собаке подошел маленький котенок. Что было потом?
Варианты ответов: собака бросила кость и погналась за котенком, собака понюхала котенка и стала дальше грызть кость, собака прогнала котенка и т. д.
Почему так называют?
Воспитатель называет сложные слова и предлагает детям объяснить, что они значат.
Пылесос – пыль сосет
Самолет – сам летает
Самокат – сам катает
Мясорубка – мясо рубит
Огнетушитель – огонь тушит
Овощерезка – овощи режет
Чеснокодавка – чеснок давит и т. д.
Что значит слово.
Воспитатель называет слово, а дети говорят, что оно значит:
Аня – имя девочки
Петров – фамилия
Стол – предмет мебели
Сыр – продукт питания
Сок – напиток из фруктов
Жучка – кличка собаки
Сосна – название дерева
Новый год – название праздника
Суббота – день недели и т. д.
Коза – стрекоза
Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово похожее по звучанию:
Коза – стрекоза
Чашка – ромашка
Кошка – лукошко
Сук – барсук
Шина – машина
Жар – пожар
Ложка – дорожка
Оса – коса и т. д.
Звук – слог – слово.
Воспитатель произносит звук, дети придумывают слог, а только потом слово с этим слогом:
С – со – колесо
П – по – полено
Н – на – машина
К – ку – кузов и т. д.
Слог может быть в любом месте придуманного слова.
Это правда или нет?
Дети угадывают, чего на свете не бывает:
-Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
-Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
-Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
-А зимой среди ветвей «га-га-га!» - пел соловей.
-Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
Затем дети сами придумывают небылицы и путаницы, а другие дети их распутывают.
Найди другое слово.
Воспитатель называет слова, а дети придумывают слова противоположные по смыслу:
Длинный – короткий
Мягкий – твердый
Легкий – тяжелый
Тонкий – толстый
Сильный – слабый
Храбрый – трусливый
Здоровый – больной и т. д.
Назови одним словом.
Воспитатель предлагает послушать выражения и заменить их на одно точное слово:
Груз, имеющий большой вес …. тяжелый
Работа, требующая много труда…. трудная
Дело, которое нужно сделать… .нужное
Очень трудный день… .нелегкий
Ребенок, который не слушается…. проказник
Профессия, связанная с риском… опасная и т. д.
Учимся рассуждать.
Детям предлагаются картинки – небылицы.
Например: летом мальчик в зимнем костюме катается на лыжах, зимой дети собирают грибы, цыплята плавают в воде с уткой и т. д.
- Докажите, что эти картинки нарисованы неправильно.
Что надо изменить?
Используйте слова во-первых, во-вторых, чтобы все поняли последовательность ваших рассуждений.