Светлана Обухова
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Кто идет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида детский сад «Надежда» город Кирово-Чепецк Кировской области учитель-дефектолог: Обухова Светлана Александровна
высшая квалификационная категория
Дидактическое обоснование НОД
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Тема занятия «Кто идет?» - непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с детьми старшей группы
Дидактическая цель занятия Создать условия для формирования семантического поля слова «идет»
Тип занятия. Обучающее, коррекционно-развивающее
Задачи Образовательная: Создать условия для расширения и активизации словаря, формирования навыка словообразования и словоизменения.
Коррекционно-развивающая: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение). Создавать благоприятный психологический климат во время занятия, обеспечение ситуации успеха каждому ребенку.
Воспитательная: Воспитывать любознательность, самостоятельность, умение выслушивать друг друга, формировать навыка контроля и самоконтроля
Методы Репродуктивные: объяснительно-иллюстративный
Продуктивные:
• Частично-поисковый
• Игровой
• Психолого-педагогическая поддержка
Формы организации Фронтальная, индивидуальная, групповая
Средства обучения Демонстрационный и раздаточный материал: игрушка Маша, мяч, картинки с изображениями людей и зверей; на приставочные глаголы; сюжетные картинки (люди идут, серия «Машино платье». Недорисованные картинки, карандаши. Видеозаписи: отрывок мультфильма «Маша и медведь. Весна идет», анимация «Что идет?»
Ход
I. Организационно-мотивационный момент
Педагог предлагает детям отгадать загадку.
Просмотр отрывка из мультфильма «Маша и медведь. Весна идет» .
Беседа по содержанию:
• Кто идет?
• Что идет?
• Почему про разные объекты говорим одним словом?
II. Поисково-практическая деятельность
1. Обобщение понятия «люди идут»:
Предлагает детям определить, что значит «Маша идет». Кто такая Маша? Кто может идти?
а).Л/упр. «Мы идем» (Дети выполняют действия по тексту.)
Мы идем, мы идем,
Весело шагаем.
Мы идем, мы идем,
Ножки поднимаем.
Топнем раз, топнем два,
Топать любим мы всегда.
На носочках мы пойдем
Тихо друг за другом,
Осторожно мы шагаем
И идем по кругу.
(М. Картушина)
б) Образование приставочных глаголов: Дети передают друг другу игрушку и добавляют приставочный глагол: маша из дома (выйдет, по дорожке (пойдет, вокруг леса (обойдет, через речку (перейдет, к нам в гости (придет)
в) Упр. «Я, ты, он»
Предлагает детям просклонять глаголы «идет», «шагает»
г) Упр. «Скажи по-другому»
Дети выбирают картинки, где люди идут. Составляют предложения с использование синонимов (шагать, топать и т. д.).
2. Обобщение понятия «Животные идут»:
а) выбери картинку
Предлагает детям выбрать картинки животных, которые могут идти.
б) упр. «Про кого я говорю?»
По синонимам-действиям предлагает определить животное: переваливается, крадется и т. д.
3. Обобщение понятия «Кто идет? Что идет?»:
а) Беседа
Предлагает ответить на вопросы:
• Почему люди и звери могут идти?
• У стула есть ножки, но он не идет?
• Весна неживая, а мы говорим, что она идет. Почему?
б) Упр. «Недорисованные картинки»
Предлагает дорисовать на картинках, что еще может идти.
в) упр. «Посмотри и объясни»
Показывает видеослайды, подводит к пониманию новых значений слова «идет». дети объясняют, что означает «дым идет», «дождь идет», «автобус идет», «снег идет», «часы идут»
4. Закрепление:
а) игра «Верно или нет»
Задает детям вопросы: Дождь идет? Стол идет? Кот идет? Дом идет? Мультфильм идет? И т. д.
б) упр. с мячом «Скажи наоборот»
Предлагает детям подобрать слова противоположные по смыслу: человек идет – (стоит, дождь идет - (дождь перестал, кино идет - (кино закончилось) и т. д.
III. Рефлексия
Вопросы к детям:
• Какое слово было сегодня главным?
• Кто и что может идти?
• Что значит идти?
• Что было интересно? Неизвестно? Сложно?