Ирина Родионова
Пособие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Яблонька»
▼ Скачать + Заказать документы
На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета, который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. Происходит как бы взрыв словотворчества. Ребенок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм.
В игры можно играть с одним ребенком или с двумя в зависимости от тех целей, которые вы ставите. Например, вы проходите тему «Фрукты» или «Овощи».
Публикация «Пособие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Яблонька“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблоко. Дидактические игры, пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2015
Игра «Узнай по описанию».
Цель: формировать умение ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.
Логопед раскладывает предметы на подносе, затем дает описание этих предметов (например, фруктов или овощей, а дети или ребенок должны угадать, о каком фрукте или овоще говорится. На каждый правильный ответ педагог дает ребенку яблочко, которым он закрывает любой кружок вокруг Яблоньки. Далее можно поменяться ролями. Дети описывают фрукт или овощ, а педагог угадывает.
Игра «Родственные слова».
Цель: формирование словообразовательных навыков. Упражнять в выделении главного и лишнего слова.
Логопед задает вопросы:
Что такое яблоня?
Чем отличается яблоня от других деревьев?
Кто из животных любит яблоки?
Что можно сделать из яблок?
Логопед: ребята, я предлагаю вам яблоко, а вы мне родственное слово.
Дети называют слова-родственники, а педагог дает яблоко, которое они выкладывают вокруг яблоньки. Ребята, а какое главное слово вы услышали? Сколько родственников у слова «яблоко».
Логопед предлагает детям послушать слова: яблочко, яблоня, яблоневый, яблочковое. какое слово здесь лишнее? (яблочковое)
А теперь придумайте по предложению с этими словами.
Игра «Магазин».
Цель: закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование прилагательных с существительными.
Логопед продавец. Дети «покупают в магазине» продукты (сок, варенье, повидло, пюре, компот) и комментируют.
Я покупаю яблочный сок.
Я покупаю яблочное варенье.
Я покупаю яблочный пирог.
Я покупаю яблочное повидло.
Логопед помогает детям, показывая одновременно две картинки: пирог – яблоко, яблоко – баночка и т. д.
Игра «Чтецы».
Цель: развитие выразительности речи.
Логопед предлагает двум детям вспомнить стихи о яблоньке или загадки в стихах. Кто из детей выразительно и правильно прочитает стихотворение или загадку, тот получает яблочко. Одному ребенку педагог дает желтое яблоко, а другому – зеленое. В конце игры дети считают, чьих яблок оказалось больше.
Вариантов игр может быть больше. Это пособие позволяет играть и в другие игры. Например, на автоматизацию и дифференциацию звуков. А также на закрепление знаний об осени.