Федотова Екатерина
Ритмопластика под современные эстрадные песни как инновационный метод физического и интеллектуального развития детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмика – музыкальная деятельность, в которой смысл музыки передается с помощью движений.
Ритмопластика – это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки.
Актуальность:
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические танцевальные движения, заложенные самой природой.
Публикация «Ритмопластика под современные эстрадные песни как инновационный метод физического и интеллектуального развития детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Песни. Все материалы на тему песен
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Современный танец обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Современное танцевальное искусство развивает чувство ритма, умение слушать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
Развивается воображение через особые формы двигательной активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских современных танцев). Формируется способность действовать в паре и в группе. Формируется навык коллективного взаимодействия и взаимного уважения при постановке танцев и подготовке к публичным выступлениям.
Образность, различный характер музыки, многообразие ее жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение.
После занятий у детей повышается двигательная активность, улучшается осанка. Происходит положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную систему ребенка.
В процессе изучения современных танцев, дети осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Естественное развитие организма ребёнка, функциональное совершенствование его отдельных органов и систем.
Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
Укрепление здоровья ребёнка, его полноценное физическое и умственное развитие.
Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, лёгкости, пластичности, выразительности движений.
Совсем маленькие дети, не умеющие говорить, с необыкновенной легкостью заменяют слова мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.
Известный детский писатель Джанни Родари писал: "Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему:"
ПРИЧИНА:
Работая с детьми мы пришли к выводу, что современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств : быстроты, ловкости, координации движений.
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении.
Вот почему перед нами возникла необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, которые повлияли бы на гармоничное развитие, единство духовного и физического.
2 Начну с научного понятия:
Ритмопластика – это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки.
3 Целью рассматриваемой музыкальной деятельности является обучение ребят восприятию музыки, передаче с помощью движений ее содержания, закрепление и усовершенствование двигательных навыков, а также развитие чувства ритма, улучшение координации, ориентировки в пространстве и общей двигательной подготовленности занимающихся.
4 Задачи ритмопластики :
Развитие музыкальности : развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание; развитие музыкального слуха, чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; развитие гибкости и пластичности; воспитание выносливости, развитие силы;
формирование правильной осанки, красивой походки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
развитие творческого воображения и фантазии.
развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительно деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике. пантомимике;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Занятия проводяться 2 раза в неделю, соответственно требованиям САНПина, соответственно возрасту:
Средний возраст 4-5 лет-20 минут,
Старший возраст 5-6 лет-25 минут,
Подготовительная 6-7 лет 30 минут.
Давайте рассмотрим несколько видов упражнений?
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ и ЗАДАЧИ
Логоритмика - Развивать ритмический слух посредством словесных игр, формировать умение координировать движения со словом, развивать внимание.
Образные, тематические танцы - Развивать умение передавать в пластике музыкальный образ, имитационные движения.
Игры, упражнения на импровизацию - Развивать творческое воображение, фантазию. Формировать умение исполнять знакомые движения в игровых ситуациях. Умение находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки. Развивать умение выражать эмоции в мимике, пантомиме.
Образные упражнения и музыкально-пластические импровизации
Здесь трудно переоценить значение образных упражнений.
ОБРАЗНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ представляют собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т. д.
Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования образов:
а) знакомые детям животные и птицы;
б) интересные предметы;
в) растения и явления природы;
г) люди, профессии.
В младших группах при создании музыкальных образов у детей происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик скачет, медведь топчется). В старших группах появляются повышенные требования к сходству, переживанию образа, требуется более эмоциональная выразительность движений.
На занятиях я использую образные рассказы, которые предлагаю детям проинсценировать. Например: "Сейчас я расскажу вам одну историю. Жили-были на дворе курочки и петушок. Как-то раз, когда курочки еще спали в своем курятнике, проснулся петушок, выглянул на улицу: Уже утро! Вышел петушок во двор, стал важно так вышагивать, крыльями хлопать. Вдруг видит, на земле зернышки лежат. Обрадовался петушок и стал курочек звать: "Ку-ка-ре-ку!" Услышали его курочки, весело выбежали из курятника, побежали по двору. Показал им петушок зернышки и стали они вместе их клевать. Вот как было! Послушайте про все это музыку" Звучит произведение "Курочки и петушок" (русская народная мелодия в обработке Г. Фрида) Говорю детям: "Теперь вы все превращаетесь в курочек. А кто хочет быть петушком-золотым гребешком?" Показываю шапочку петушка. Выбирается петушок. Игра проводится 2-3 раза, каждый раз с новым исполнителем роли петушка. Вместе с детьми оцениваю действия исполнителей. Всегда стараюсь не пропустить, отметить удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.
Мои дети из подготовительной группы очень любят передавать образ "оживающего цветка" : дети приседают, голова наклонена вперед, руки свободно опущены. Вдруг закапал дождь, цветок начал оживать: Мне нравится делать это упражнение под музыку Э. Грига "Утро".
Или каждый ребенок по очереди изображает бытовые предметы: например, закипающий чайник со свистком, скрипучую дверь, настольную лампу или торшер.
В старшем дошкольном возрасте можно также использовать один и тот же образ, но уже разного характера. Например: "Кукла-балерина" и "Кукла-робот"; "Тигр дрессированный" и "Тигр дикий". На таком контрасте дети острее чувствуют и точнее передают нюансы характера образа.
=
Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У дошкольников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение (зажим) всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому важно использовать упражнения на попеременное напряжение и расслабление отдельных групп мышц, до полного расслабления всего тела, лежа на полу. Например:
- упражнение "Кукла-марионетка" (Ребята представляют, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол). Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша.
МУЗЫКАЛЬНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ
Цель: Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений.
Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное.
Я предлагаю детям определенную ситуацию. Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела фантазируют и создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему, соответствующий характеру музыки.
В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ
("Романс", муз. Д. Шостаковича)
В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели которого, превращенные в статуи, застыли в разных позах, попадает принц. Он дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, просыпается огонь в камине, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись ото сна, начинают двигаться и танцевать
---
В заключении хочется сказать, что в каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. На музыкальных занятиях с помощью игры и сказки я учу их раскрепощаться. Учу их самовыражаться через музыку, пусть сначала примитивно, непрофессионально, немузыкально, постепенно повышая их уровень, чтобы у ребенка была осознанная потребность добиваться каких-либо результатов. И после каждого выполненного задания обязательно хвалю его, хвалю за самую малость. Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, что он уже умеет (а вчера еще не умел)