Саргылана Ноговицына
Режиссерские игры, как активная форма формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основная функция современной системы образования – это развитие личности человека, формирование у него потребности в познании мира и самого себя. Развитие личности должна начинаться в наиболее благоприятный для этого период – период дошкольного детства.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, прежде всего, в той, которой на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.
Публикация «Режиссерские игры, как активная форма формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Режиссерские игры
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущения свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь»; достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободное общение равных.
Среди многочисленных игр особенной любовью детей пользуется режиссерская игра. Режиссерская игра характеризуется как моделирующая деятельность, в основном свободная от внешней регламентации, имеющая процессуальное и результативное целеполагание, но не имеющая непосредственной смысловой результативности. В режиссерской игре исходная инициатива, контрольная, оценивающая и корректирующая функции принадлежат самому ребенку, что имеет большое значение в формировании самооценки детей. В этом виде игры ребенок представлен основным главным субъектом, а взрослый представлен в ней как воображаемый субъект, которого либо изображают, либо которому подражают, как и в сюжетно-ролевой игре. Взрослый может быть и участником игры с возможностью оказать на ход и содержание игры опосредованное воздействие. В режиссерской игре развиваются все познавательные процессы, особое значение эти игры имеют для развития воображения и децентрации мышления.
Само название режиссерской игры указывает на сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему, ребенок развивает ее в зависимости от того, как понимает отображение события, что считает наиболее значимым для себя.
Сюжеты индивидуальных режиссерских игр отличаются разнообразием, сложностью и нестандартностью. Особенно это ярко выражается в сопоставлении индивидуальной игры с совместной игрой.
Индивидуальная игра является важным видом деятельности, необходимым для становления и развития игровых навыков, и способствует также развитию воображения, мышления, речи и других психических процессов.
Режиссерская игра появляется раньше совместной сюжетно-ролевой, ибо для ее осуществления не требуется высокого уровня игрового общения. Однако ее такие особенности, как наличие воображаемой ситуации, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных отношений в игровой форме дают возможность отнести игру к сюжетно-ролевому виду;
Режиссерская игра носит ярко выраженный творческий характер. В индивидуальной игре дети меньше подвергаются влиянию сложившихся в коллективе игровых стереотипов, что позволяет им по своему устремлению развивать сюжет, использовать любые игрушки, предметы-заместители. В таких играх отчетливо проявляются индивидуальные особенности ребенка, его личные качества, что позволяет судить не только о зрелости и сформированности игры, но и об особенностях представлений ребенка о мире, его отношений к людям, о его собственной жизненной позиции.
Любая игра предусматривает наличие трех компонентов: действия, знания и общения. Действия ребенка с предметами в игре носят преобразующий характер. Ребенок в игре – неутомимый исследователь, он узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними, в зависимости от замысла игры, от развития сюжета он переплавляет жизненный материал, заменяет одни предметы другими, комбинирует знания, переплетая реальность с выдумкой, фантазией. В развитии сюжета игры прослеживается логическая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных событий и явлений реального мира.
Важнейшее условие игры – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах, их свойствах, качествах, о событиях и явлениях реального мира. Известно, что сюжеты детских самостоятельных игр развиваются на основе наблюдений из окружающей жизни, а также знаний, приобретенных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, при просмотре детских телевизионных передач. Детям нужно иметь не только запас знаний, но и необходимо осознанное усвоение, накопление практического опыта их использования. Это возможно в том случае, если процесс приобретения детьми знаний затрагивает чувства, пробуждает интерес к окружающей жизни.
Одним из главных условий для организации режиссерской игры является создание индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр. Для этого следует создавать предметно-развивающую среду, придерживаясь принципов организации сюжетной игры в ДОУ. Обычно ребенок ищет для игры защищенный от взоров наблюдателей уголок. К сожалению, типовые проекты зданий не учитывают потребность ребенка в индивидуальной игре. Но следует предпринимать попытки организации соответствующих условий для развития игры : разбивать единое пространство групповой комнаты специальной расстановкой мебели, внести легкие ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию. Можно внедрять некоторые архитектурные новации (уютные ниши, подиумы и т. п., использовать крупное игровое оборудование, создающее ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.
Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерской игры, особое требование предъявляется к руководству деятельностью ребенка. Руководство играми должно быть опосредованным. Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания («Подумай, как ивой Незнайка мог оказаться на Луне?», наводящего вопроса («Не пора ли кукле Тане ложиться спать?»). Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерской игре должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести ее к разрушению.
Возникновение игры стимулируется умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам ребенка. Такие приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов, как:
- обсуждение с детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в игре;
- рассматривание с ребенком иллюстраций, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи.
Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь». Подбор игрового материала для игры является необходимым условием для ее развития. Сюжетные игрушки, близость их содержания детскому опыту, оперативное внесение игрушек в зависимости от впечатлений ребенка – все это входит в круг педагогического руководства режиссерской игрой.
В ходе работы над формированием самооценки у детей детского сада №70 мы исходили из предположения о том, что режиссерская игра становится активной формой формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в том случае, если создаются оптимальные условия для игры и взрослый является одновременно и участником, и организатором игры.
Планирование работы педагогом по формированию самооценки в режиссерской игре следует рассматривать как сложный процесс, включающий в себя следующие компоненты:
1. Система работы, направленная на формирование игровых интересов, обе обеспечивающая создание условий для возникновения и развития режиссерских игр.
2. Воспитательная работа, направленная на развитие и обогащение содержания конкретной игры, возникшей на основании личного опыта дошкольников и не связанной непосредственно с работой, проводимой в соответствии с требованиями и рекомендациями «Программы воспитания в детском саду».
3. Планирование приемов работы, способствующих формированию адекватной самооценки у отдельных детей.
Проведенная работа дает основание утверждать, что решающее значение в воспитании детей имеет содержание игры. От его уровня зависит и уровень умения оценивать себя детьми. Следует сказать также и то, что особого внимания требуют режиссерские игры, возникающие на основе личного опыта ребенка, и игры, к содержанию которых мы формируем интерес в процессе воспитательной работы. Поэтому длительность и устойчивость игровых интересов детей находится в прямой зависимости от правильного планирования и осуществления воспитательно-образовательной работы. Если формирование игровых интересов является главным условием для возникновения новых увлекательных и содержательных режиссерских игр, то продумывание методики развития самооценки у детей в игре обеспечивает ее эффективность в формировании личности. В творческих играх всегда видны результаты педагогической деятельности. Отражение жизни, полученных впечатлений из разных источников в игре становится все более полным, действия ребенка, выражаемые чувства делаются более осознанными, отношение к изображаемому сюжету более определенным. Игра приобретает более творческий характер, направляется на поиск наилучших средств, для достижения цели. Все заметнее проявляется «радость победы», удовлетворение от игры, критическое отношение к своей деятельности.