Светлана Мосина
Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире остро встают проблемы экологической обстановки. Люди всё больше становятся частью этой проблемы, именно они ухудшают экологию. В связи с этим уже с детства необходимо менять образ жизни, мировоззрение и экологическое сознание. Детей нужно учить беречь, сохранять и восстанавливать природу.
Публикация «Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Известно, что дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этот период жизни в детях закладываются первые навыки и умения, формируются психологические азы, основы нравственного и эстетического поведения, как в обществе, так и в окружающем мире. Детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.
Дети должны иметь представление о том, что такое экосистема и её связях с природой, и зависимости природы от экосистемы. В этом возрасте формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Процесс экологического воспитания тесно связан с познавательной, трудовой, игровой, изобразительной деятельностью и музыкальным воспитанием. Успешность нашей деятельности стала возможной благодаря организации предметно-познавательного пространства группы.
Проблема формирования экологической культуры в России, занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н. Н. Вересов, Л. И. Грехова, Н. С. Дежникова, А. П. Сидельковский, И. Т. Суравегина и другие исследователи. Я. И. Габаев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Г. Иоганзен, Е. Е. Письменная, И. Т. Суравегина и другие разработали принципы экологического образования. Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.
Экологическое воспитание дошкольников вырабатывает ответственность за сохранение природы, воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту, дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете, предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе, направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор. Актуальность моей темы объясняется тем, что бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача формирования экологической культуры и природоохранного сознания подрастающего поколения.
К сожалению, современные воспитатели не всегда понимают значимость экологического воспитания, и если даже понимают, то не всегда используют имеющиеся возможности специального развития экологических представлений у детей.
Велики возможности художественной литературы во всестороннем развитии детей, и в формировании экологических представлений у детей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Однако в последнее время наблюдается рост не читающей молодежи. Недостаточно используется художественное слово и в экологическом воспитании и образовании дошкольников. Вместе с тем в исследованиях С. Н. Николаевой, С. А. Веретенниковой и других подчеркивается значение художественной литературы в формировании экологических представлений у детей.
Эстетическому воспитанию и восприятию с древних времён уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребёнка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». С меньшим вниманием к проблеме эстетического восприятия и освоения в процессе изобразительной деятельности явлений природы относились и выдающиеся деятели русской педагогики – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко и др. Отмечая огромную роль художественно- графических средств в естественном стремлении детей выразить свои чувства, своё отношение к окружающему миру, В. А. Сухомлинский подчё ркивал: «… детский рисунок, процесс рисования -это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».
Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому изобразительная деятельность является важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для деятельности рисованием, лепкой, аппликацией.