МААМ-картинки

Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Светлана Мосина
Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире остро встают проблемы экологической обстановки. Люди всё больше становятся частью этой проблемы, именно они ухудшают экологию. В связи с этим уже с детства необходимо менять образ жизни, мировоззрение и экологическое сознание. Детей нужно учить беречь, сохранять и восстанавливать природу.

Публикация «Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Известно, что дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этот период жизни в детях закладываются первые навыки и умения, формируются психологические азы, основы нравственного и эстетического поведения, как в обществе, так и в окружающем мире. Детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.

Дети должны иметь представление о том, что такое экосистема и её связях с природой, и зависимости природы от экосистемы. В этом возрасте формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Процесс экологического воспитания тесно связан с познавательной, трудовой, игровой, изобразительной деятельностью и музыкальным воспитанием. Успешность нашей деятельности стала возможной благодаря организации предметно-познавательного пространства группы.

Проблема формирования экологической культуры в России, занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Феномен экологической культуры рассматривают Н. Н. Вересов, Л. И. Грехова, Н. С. Дежникова, А. П. Сидельковский, И. Т. Суравегина и другие исследователи. Я. И. Габаев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Б. Г. Иоганзен, Е. Е. Письменная, И. Т. Суравегина и другие разработали принципы экологического образования. Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников вырабатывает ответственность за сохранение природы, воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту, дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете, предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе, направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор. Актуальность моей темы объясняется тем, что бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача формирования экологической культуры и природоохранного сознания подрастающего поколения.

К сожалению, современные воспитатели не всегда понимают значимость экологического воспитания, и если даже понимают, то не всегда используют имеющиеся возможности специального развития экологических представлений у детей.

Велики возможности художественной литературы во всестороннем развитии детей, и в формировании экологических представлений у детей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Однако в последнее время наблюдается рост не читающей молодежи. Недостаточно используется художественное слово и в экологическом воспитании и образовании дошкольников. Вместе с тем в исследованиях С. Н. Николаевой, С. А. Веретенниковой и других подчеркивается значение художественной литературы в формировании экологических представлений у детей.

Эстетическому воспитанию и восприятию с древних времён уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребёнка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». С меньшим вниманием к проблеме эстетического восприятия и освоения в процессе изобразительной деятельности явлений природы относились и выдающиеся деятели русской педагогики – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко и др. Отмечая огромную роль художественно- графических средств в естественном стремлении детей выразить свои чувства, своё отношение к окружающему миру, В. А. Сухомлинский подчё ркивал: «… детский рисунок, процесс рисования -это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».

Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому изобразительная деятельность является важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для деятельности рисованием, лепкой, аппликацией.

Публикации по теме:

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Домино как средство формирования числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста Эффективность применение игры «Домино» обусловлена тем, что ее использование базируются на принципе развивающего обучения, а также деятельностного.

Художественная литература как эффективный метод развития речи у детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте закладывается фундамент формирования тех психических образований, которые будут развиваться в процессе учебной деятельности.

Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Аннотация: В статье рассматривается проблема.

Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство экологического воспитания детей» Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в.

Музейная педагогика как средство формирования представлений о культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Музейная педагогика как средство формирования представлений о культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста».

Сборник дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.

Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Сообщение с презентацией на тему: «Труд в природе- как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта работы «Теоретические основы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста» В горький час раздумий наших и тревог В горький час беды и неудачи Видел я: цветы как люди плачут И росу роняют на песок. Расул Гамзатов.

Универсальный макет, как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возрастаУниверсальный макет, как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста Универсальный макет, как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста Уважаемые родители, коллеги! В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 22:01
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мосина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД