Елена Торголова
Проект «Квест-игра как форма патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и семьей, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательном процессе ДОО. Особенно хорошо они сочетаются в квест-игре – технологии или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у детей старшего дошкольного возраста, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Игровая форма образовательной деятельности создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к обучению.
Публикация «Проект „Квест-игра как форма патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта : Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством участия в спортивно- патриотической игре «Зарничка».
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагогический коллектив, родители.
Тип проекта : поисково-творческий, патриотически-спортивный.
По продолжительности: краткосрочный, ежегодный.
Задачи проекта :
познавательные:
- расширение представлений о Российской Армии;
- познакомить детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
- формировать у детей представление об игре «Зарничка», как о мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования детей;
развивающие:
- развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный опыт участия в игре «Зарничка»;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
воспитательные :
- воспитывать у детей любовь к Родине;
- воспитывать у детей старшего дошкольного возраста целеустремленность,
организованность, инициативность, трудолюбие.
Для педагогов:
- создать информационную базу,
- условия для благополучного комфортного состояния детей на спортивном мероприятии.
Для родителей:
- развивать творческие и физические способности детей в спортивной деятельности.
Основное содержание.
Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна не только для школьников, но и для педагогических коллективов дошкольных организаций. Патриотическое воспитание является одной из важнейших составляющих воспитательного процесса.
С чего же начинать эту работу? Конечно же, с бесед на эту тему с детьми, рассказов о подвигах защитников Отечества, демонстрации, видеофильмы.
Что же такое квест? Это поиск, путешествия с выполнением поручений, заданий.
Квест является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-игра построена на коммуникационном взаимодействии между игроками.
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательной хорошей игры? А ведь игра – это основной вид деятельности в образовательной процессе. Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих во время игры.
Достоинства квестов для детей дошкольного возраста.
Квест-игра является привлекательной для детей, позволяет активизировать их внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения задания, формирует у детей базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время игры. Во все виды образовательной деятельности можно включать квест-игру. Использование квест-игры позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и расширить рамки образовательного пространства.
Необходимо воспитывать у маленького человека любовь к родному краю, в котором он живет, любовь к родителям. Каким вырастет этот человек зависит и от нас, педагогов.
В нашем детском саду стало уже традицией к 23 февраля и к 9 мая проводить военно-спортивную квест-игру «Зарничка» для детей старшего дошкольного возраста.
Идея игры проста, отряды, перемещаясь по станциям, выполняют различные игровые задания с помощью карты-схемы.
В игре принимали участие 2 команды (отряд «Разведчики» и отряд «Десантники»). По сюжету игры каждая команда должна пройти 10 станций и выполнить определенные задания. Как добраться до нужных станций подсказывала карта маршрута передвижения по территории детского сада.
Работой в отряде руководил капитан, выбранный участниками. На каждой станции команды встречал боец, который давал боевые задания для отряда. Если бойцы выполняли задание правильно, без ошибок, команда получала звездочку.
1 станция «Умелый боец»
2 станция «Огневой рубеж»
3 станция «Минное поле»
4 станция «Медицинская часть»
5 станция «Переправа»
6 станция «Перейти болото»
7 станция «Разведчики»
8 станция «Лабиринт»
9 станция «На привале бойцы» (интеллектуальный бой)
10 станция «Полевая кухня»
После прохождения боевых заданий, отряды строятся у штаба для подведения итогов. Итогом мероприятия стала доставка секретных пакетов начальнику штаба. Дети вскрывали пакеты и находили в них зашифрованное слово. Команды одновременно расшифровали слово – «ЗАРНИЦА». Отряды были награждены дипломами 1 степени.
Такое мероприятие как квест-игра «Зарничка» способствует сплочению детского коллектива, развитию физических качеств дошкольников, привлечению детей к здоровому образу жизни, выработке навыков действий в экстремальных ситуациях. Дети осознают, что от результата каждого члена команды зависит конечный результат. Такого рода мероприятие воспитывает детей в духе патриотизма, помогает растить детей физически здоровыми, крепкими, сильными, наших будущих защитников Родины.
Реализация проекта проходила в два этапа:
На первом этапе в группах старшего дошкольного возраста велась образовательная деятельность, направленная на обогащение детей знаниями на патриотические темы. Создание штаба по подготовке и проведению военно-спортивной игры «Зарничка». Оформление наглядной агитации (плакаты, афиши, пригласительные билеты). Формирование отрядов из детей старших групп, с назначением командиров, знаменосцев, саперов, медицинских сестер, повара.
На втором этапе проведение спортивно-патриотической игры «Зарничка» для детей старшего дошкольного возраста. Создание фото отчета квест-игры «Зарничка».
Основные этапы игры и содержание: Игра построена в форме военно-спортивной игры, где команды передвигались по территории детского сада, маршрут которой указан на карте- схеме.
Ожидаемые результаты проекта :
Для детей :
- сформировать знания детей о военно-патриотической игре «Зарничка»
- расширить знания о своей Родины, освоить детьми правила поведения и безопасности при проведении соревнований, пополнить словарный запас детей о военной тематике.
Для родителей:
- проявление интереса к спортивной деятельности совместно с детьми.