Наталья Борисова
Экологическая тропа как средство формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день экологическая проблема взаимодействия человека и природы, и воздействия человеческого сообщества на окружающую среду приняла гигантские масштабы. планету может спасти только лишь активная деятельность людей, совершаемая на основе углублённого познания законов природы, учет множественных взаимодействий в природных обществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. это значит, что экoлoго - нравственная проблема встает сегодня не только как большая трудность сбережения окружающей среды от загрязнения и других негативных воздействий хозяйственной и активной деятельности человека на нашей планете. она вырастает в проблему устранения стихийного влияния людей на природу, обдуманно, целенаправленно, систематично. такое взаимодействие возможно в каждом человеке при достижении уровня эколого-нравственной культуры, экологического и высоконравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. формирование познавательного интереса к природе обеспечивает увлеченность детей, а это является одним из условий продуктивности усвоения экологических представлений и знаний. по мнению в. а. сухомлинского очень важно у детей воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». экологическая компетентность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает остроту и актуальность. большую роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки : учиться наблюдать, рассуждать, эксперименти-ровать, сравнивать, анализировать словом развивает познавательные способности.
Публикация «Экологическая тропа как средство формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В дошкольном возрасте формирование познавательного интереса к природе представляется весьма значимым: дальнейшее высоко интеллекту-альное развитие, формирование мыслительных процессов зависит от их наличия и активности. пoд познавательным интересом к природе мы пони-маем активную избирательную направленность личности к окружающему миру. автор н. г. морoзова считает, познавательный интерес - активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.
такие авторы как н. ф. добрынин, т. а. рибо полагают, что познава-тельный интерес - избирательная направленность большого внимания человека. по мнению г. и. щукиной, познавательный интерес - это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу глубокого овладения знаниями". актуальность темы всестороннего исследования подтверждается нормативными документами, в частности, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – фгос до) одной из задач, направления "познавательное развитие" является задача развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации". поэтому, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. ознакомление дошкольников с окружающим миром природы предусматривает беспо-воротное решение задач, которые направлены на формирование представлений о живой и неживой природе; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
во фгос до обозначены ориентиры на этапе окончания дошкольного периода детства, такие как развитие познавательного интереса к миру природы, любознательность, творческая энергичность. изучением познавательного интереса к природе занимались б. г. ананьев, в. г иванов, г. с. костюк, а. н. леонтьев, к. а. лычалова, а. в. усова,
одним из важнейших средств, на наш взгляд, способствующим формированию познавательного интереса к природе является экологическая тропинка, созданная на территории дошкольной образовательной организации.
экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через разные природные системы и другие природные объекты. на маршруте посетители сейчас получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. организация природной тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного и образцового поведения людей в природе. с помощью таких троп углубляются и расширяются представления детей об окружающей их среде (растительном и животном мире, совершенствуется познавание закономерностей природоведческих и других абсолютно естественных процессов. это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе. Кроме образовательных экскурсий, наблюдений, проведения занятий, эколо-гические тропы могут быть использованы для организации проектной дея-тельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, природоохранных акций.
проблемой организации работы на экологической тропе занимались создатели программ по экологическому воспитанию дошкольников л. и. марченко, н. а. рыжова, в. в. смирнова, н. и. балуева, г. м. парфенова. их деятельность на экспериментальных площадках показала возможности решения многих задач, в том числе и экологического характера. в настоящее время среди специалистов периодически существуют различные подходы к содержанию экологического воспитания, нет единичного мнения в определении целей, задач, выбора методик и форм организации работы. вопрос организации работы на экологической тропе также остается мало исследован, требует глубокого теоретического обоснования, определения форм и методов работы, разработки методических рекомендаций. с повышением роли регио-нального компонента содержания экологического образования усиливается актуальность организации работы на экологической тропе. ведь объекты природы родного края, которые являются составными компонентами экологической тропы, являются средством решения многих задач экологического
тема нашего исследования - «формирование познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на экологической тропе».
цель: теоретическое обоснование и разработка методических рекомендаций по формированию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста на экологической тропе.
объект исследования: процесс формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
предмет: экологическая тропа как средство формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
задачи:
1. раскрыть особенности формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста;
2. охарактеризовать влияние экологической тропы на формирование познавательного интереса к природе в условиях дошкольных образовательных организаций;
3. выявить уровень сформированности познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать методические рекомендации по формированию по-знавательного интереса к природе на экологической тропы.
методo логическая база исследования: идеи народной педагогики в связи с развитием познавательного интереса у дошкольников (педагогическое наследие л. н. толстого, к. д. ушинского, нравственно-дидактические новации в. а. сухомлинского, работы по народной педагогике г. н. волков); концептуальные идеи развития познавательного интереса у дошкольников (работы а. к. марковой, в. с. мухиной, г. и. щукиной).
для решения поставленных задач использовались следующие метo ды исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение, классификация); эмпирические: беседа с детьми; анкетирование воспитателей; анализ календарных планoв; наблюдение; педагогический эксперимент.