Светлана Клавкина
Консультация для воспитателей «Решить проблемы детей поможет сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано очень много. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития. В современном мире в детском саду воспитателям нередко приходиться сталкиваться с таким явлением как детская тревожность, агрессивность, замкнутость. Задача взрослых – ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолеть трудности. А решить все эти проблемы детей можно через прекрасный способ воспитательного воздействия – рассказывание поучительных сказок, то есть сказкотерапию. Сказкотерапия – это один из самых быстрых и эффективных методов работы с детьми. Методом сказкотерапии возможно решение следующих задач: - снижение уровня тревожности и агрессивности у детей; - развитие умения преодолевать трудности и страхи; - выявление и поддержка творческих способностей; - формирование навыков конструктивного выражения эмоций; - развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Публикация «Консультация для воспитателей „Решить проблемы детей поможет сказкотерапия“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Эта технология имеет многовековую историю - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Это народные и авторские сказки, сказки – переделки и сказки, придуманные для конкретных ситуаций. С персонажами сказок дети учатся отличать добро и зло, щедрость и жадность, милосердие и жестокость. Волшебные истории будят воображение детей и помогают перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постичь житейские истины и найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью. Независимо от содержания терапевтические сказки всегда направлены на то, чтобы помочь ребенку упорядочить его внутренний мир, узнать нечто новое и осуществить желаемые изменения. Сила терапевтических сказок в том, что смысл сказок воспринимается сразу на двух уровнях: сознательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает содержание сказки как вымышленное : ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это - понарошку. Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении.
Работа по методу сказкотерапии ведётся в тесном контакте психолога, воспитателей и родителей. Сначала определяем эмоциональную проблему ребенка : почему он агрессивен, капризен, тревожен, далее сочиняем сказку, герои которой будут помогать ребенку решать его проблему (страх, грубость, неуверенность, одиночество). Для того, чтобы сказка или история обрела силу или оказала воспитательное воздействие, необходимо придерживаться определенных правил:
1. Сказка должна соприкасаться с проблемой ребенка как бы по касательной. Она должна быть в чем – то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, который бы помог ребенку увидеть возможности нового выбора. Взрослые должны помочь ребенку найти варианты решения сходных проблем.
3. Сказочные сюжеты должны разворачиваться в определенной последовательности. Начинать сказку можно со слов : «Жили – были…»
Когда вы начинаете рассказывать о том, что герой сталкивается с проблемой, то можно говорить: «И вдруг однажды…» Чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки, желательно сказать : «Из – за этого…» Кульминационного момента достигает сказка тогда, когда герои справляются с трудностями. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной: герой, совершивший плохой поступок, наказан; герой, который проходит через испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден. Мораль этих сказок такова : герои извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально меняется. Придумывать сказки лучше всего с животными. Животные близки детям, они с легкостью отождествляют себя с ними. Сочините сказочные сюжеты, где герой преодолевает самые разные препятствия: преодолевает боязнь темноты; перестает бояться собак; побеждает жадность. Сочинять истории и сказки про животных, как способ справиться с проблемами ребенка, можно на самые разные темы: про лисичку – ревушку; про непослушного зайчика; про белочку, которая боялась заходить в лифт и так далее. Мы всегда должны помнить о том, что дети нуждаются в друзьях и союзниках, что им, как воздух, необходимы наша любовь, понимание и принятие, что каждый ребенок уникален, является полноправной личностью. Поэтому нужно создать условия для успеха ребенка, дать ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
Хорошо учить детей сочинять сказки в развивающих играх : «Сложи сказку»; «Измени конец сказки»; «Дорисуй сказку»; «Закончи сказку»; «Сказки наизнанку»; «Придумай сказку» и других. Затем предложить детям к сказкам нарисовать иллюстрации, после озвучить голоса героев сказок. Метод «сказкотерапии» помогает воспитанникам раскрыть свои способности. Ведь когда ребенок «говорит» за героя, то он не боится, не стесняется и таким образом показывает свои актерские данные. Посредством фантазий, ребенок словно примеряет разные образы на себя. И развивает не только свою речь, но и воображение, память. Таким образом, сказка позволяет ребенку сделать вывод по уже знакомой ситуации, проанализировать собственное поведение. Сказки, придуманные детьми, учат их дружить, уступать друг другу, заботиться о тех, кто рядом.
Любой из вас при желании может стать хорошим сказкотерапевтом. Для этого нужно самому стать сказочником и немного волшебником – и дети не останутся у вас в долгу.