Анненкова Ольга Константиновна
Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации (печать, радио, телевидение, копьютер, а также живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми.
Детский возраст подразумевает постоянное общение со сверстниками: совместные игры, обмен информацией. Но в каждом детском коллективе находятся дети, отстраненные от основной группы сверстников. В большинстве случаев для этих детей такое положение не является проблемой. Им комфортно в своем мире. Тревогу бьют взрослые, понимающие важность общения и настойчиво включающие ребенка во взаимодействие с другими детьми, выводя его из зоны комфорта.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Почему у ребенка возникают проблемы с общением?
И все-таки дети неспроста выбирают виртуальное общение: многие из них не обладают навыками взаимодействия друг с другом, сторонятся сверстников, избегают коллективных видов деятельности. Перед тем, как начинать работу по развитию коммуникативных навыков, нужно понять причины проблемы.
Застенчивость
Многих из нас воспитывались со знанием, что скромность украшает человека. Однако не следует путать скромность и застенчивость.
Застенчивость – это особенность, характеризующая человека как робкого и стеснительного. Застенчивый ребенок – нерешительный, робкий, боязливый. Эта черта характера мешает ребенку нормально жить. Ребенок боится ответить нам на вопрос, заговорить с другим человеком, войти в коллективную игру. Почему? Потому что он боится сделать что-то не так, из-за чего над ним будут смеяться. Застенчивость сродни закомплексованности. Даже если ребенка похвалят, он будет крайне смущен и захочет спрятаться от общего внимания. Причина в глубокой неуверенности в себе.
Интровертность
Все знают, что в зависимости от психологических особенностей люди делятся на интровертов и экстравертов. Большинство людей являются экстравертами – они нуждаются в общении и взаимодействии. Интроверты, наоборот, некомфортно чувствуют себя среди других и старательно избегают любого взаимодействия. Их внутренний мир надежно скрыт от посторонних. С такими людьми не очень комфортно и неинтересно. Поэтому люди избегают интровертов. Однако самую большую сложность среди других людей испытывают сами интроверты: им страшно, неудобно, тревожно. Интроверту комфортно в одиночестве или в очень ограниченной компании людей. Они полностью уверены в себе и своих силах, но просто не нуждаются в других.
Семья
Важным фактором, влияющим на общительность ребенка, являются внутрисемейные отношения. Ребенок самовыражается в первую очередь в семье. Если дома к нему прислушиваются, ценят его мнение, поощряют инициативу, то и в общении со сверстниками он будет стремиться к подобному обращению. Если же в семье его мнение никому не интересно, его не слушают и не пытаются понять, то и с ровесниками взаимоотношения не выстроятся.
Дети сторонятся тех, кто ведет себя агрессивно, разрешает конфликты дракой и обидными словами. Это обычная манера поведения детей, которые сами чего-то боятся. Такое поведение тоже формируется дома: так ведут себя в семье и люди «в телевизоре». И еще одна причина такого поведения: ребенок не знает, как выйти из неприятной ситуации, не умеет управлять своими эмоциями.
Порой у ребенка не развиты базовые навыки общения: он не умеет слушать, перебивает, грубит, когда ему делают замечания, и так далее. Привыкший к уступкам дома, он не в силах сдерживать себя и в коллективе, но вряд ли такой собеседник обрадует детишек.
Три возможных реакции родителей на проблемы в общении детей
Можно выделить несколько типов реакции родителей, которые обеспокоены проблемами во взаимоотношениях их детей со сверстниками:
1. Ощущение беспомощности
Родителям сложно понять, как помочь ребенку. Многие из них считают, что это вообще невозможно. Это не так. Подобные проблемы возникают у взрослых, которым самим сложно общаться с окружающими. Своевременная консультация психолога способна изменить ситуацию.
2. Обвинения
Некоторые родители убеждены, что с их ребенком все в порядке, а проблема заключается в окружающих. Они обвиняют воспитателей в придирках, сверстников в грубости. Зачастую именно такое отношение родителей и формирует проблемы в общении их детей. Хороший психолог поможет разобраться в ошибках воспитания.
3. Готовность к сотрудничеству
Родителей, понимающих, что проблему нужно решать комплексно, гораздо больше, чем остальных. Они адекватно оценивают ситуацию, поэтому сотрудничают с учителями, обращаются за помощью к психологам при первых признаках проблем.
Если ребенка отвергают в коллективе, не стоит безучастно наблюдать или обвинять окружающих. Следует разобраться в причинах проблемы и найти конструктивные методы ее решения.
Развиваем навыки общения у детей
Демонстрируйте навыки социального взаимодействия.
Дети копируют наше поведение. Будьте всегда вежливы, демонстрируйте заботу о других людях, разговаривайте с родными и знакомыми, показывайте свою любовь, контролируйте свои эмоции.
Учите детей уважать других людей.
Объясняйте детям правила взаимодействия, учите делиться игрушками, уважать окружающих, не говорить плохо о друзьях. Простые правила вежливости – уступать другим место в транспорте, пропускать вперед девочку, открывать дверь, обращаться на «Вы» к старшим – должны формироваться в детстве.
Расширяйте круг общения детей.
Очень важно постоянно расширять круг общения своих детей. Сначала это семья, потом родственники, дети друзей, соседи. Знакомьте детей на детской площадке, отдайте ребенка заниматься в творческие студии. Важно, чтобы круг общения был разновозрастным, и дети легко общались как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.
Учите детей решать конфликты.
Учите детей решать спорные вопросы мирным путем. Хвалите ребенка за проявление дипломатичности. Не становитесь на сторону ребенка, не разобравшись в ситуации. Рассказывайте детям о своих переживаниях. Обсуждайте чувства ребенка и предполагаемые чувства других детей.
Создавайте условия для развития и реализации способностей детей.
Научите детей сознавать свои сильные и слабые стороны. Давайте ребенку возможность проявлять себя и свои способностей. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет гордиться своими родными, близкими и друзьями.
Общительность – это способность, которую нужно формировать с детства. Этот родительский труд обязательно даст свои плоды и не раз порадует вас не только успехами своих детей, но и их заботой о близких.
В жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив – идет в детский сад или школу, знакомится с ребятами во дворе и т. д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти настоящего друга, и новые впечатления не приносят ему ничего, кроме обид и разочарований.
Благоприятное личностное развитие ребенка дошкольника, основанное на формировании у него способности к гуманным, ненасильственным взаимоотношениям со сверстниками, обеспечит его безболезненный переход в младший школьный возраст, где ведущей является учебная деятельность. Для ребенка дошкольного возраста характерно проявление дружелюбия как отношения к окружающим; наличие доступного уровня выдержки и саморегуляции; умение как доминировать, так и подчиняться воздействиям со стороны; умение преодолевать возникающую тревожность; умение ситуативно разрешать конфликты; стремление к преодолению в своем поведении чрезмерной импульсивности или пассивности.
Поэтому именно от нас с Вами зависит как будет чувствовать себя ребенок в том или ином коллективе своих сверстников: застенчивым или робким, а может быть, уверенным в себе и в своих силах человеком, способным в дальнейшем решать глобальные проблемы человечества.