Юлия Федосеева
Консультация для родителей «Эмоциональные и поведенческие проблемы ребёнка, как их решать»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребёнка. Именно в это время начинается общение со сверстниками, которое играет важную роль в жизни дошкольника, так как является условием формирования общественных качеств личности ребёнка, развитием взаимоотношений. В общении со сверстниками возникают
поведенческие проблемы — такие, как агрессивность, плохая концентрация внимания или низкая самооценка? Повышенная активность, вспыльчивость, истеричность, обидчивость, сложности в налаживании отношений с другими детьми. Как преобразовать проблемы ребёнка в навыки и умения Вы узнаете, ознакомившись с представленной Вашему вниманию консультации.
Публикация «Консультация для родителей „Эмоциональные и поведенческие проблемы ребёнка, как их решать“» размещена в разделах
Агрессивность:
Защитным механизмом на раздражение является злость и агрессия и это естественно, так ребёнок реагирует, когда его обижают, унижают, нарушают личностные границы. Такое поведение пугает родителей.
Как избежать формирования агрессивного поведения.
• Будьте последовательны в воспитании ребёнка и старайтесь реагировать на агрессивное поведение всегда одинаково;
• Старайтесь быть внимательными к нуждам ребёнка, чаще хвалите его за хорошие поступки, награждайте за хорошее поведение (объясняя за что именно);
• Укрепляйте у ребёнка ответственность;
• Создайте условия способствующие осознанию ребёнком, что за плохие поступки и агрессивное поведение необходимо извиняться;
• Учите справедливости, доброте и пониманию, при помощи добрых сказок и личного примера;
• Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребёнка, он должен чувствовать, что его любят и понимают.
Дети – это наше отражение, поэтому положительные изменения возможны, только если вы будите демонстрировать эффективное поведение на личном примере, и последовательны в воспитании.
Если же ребёнок проявляет постоянные формы жестокости и вы не справляетесь с агрессивными проявлениями ребёнка, необходимо обратиться к специалистам.
Низкая самооценка
Самооценка – это, то как человек себя оценивает, при этом постоянно сравнивая себя с другими. На основании этих наблюдений вырабатывается мнение о себе, о своих возможностях, способностях, даётся оценка своим поступкам, человеческих качествах и черте характера. Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Мнение ребёнка о себе складывается из оценок родителей. Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у детей.
• Ребёнок должен иметь свои права и обязанности;
• Приобщайте к реальным делам семьи. Совместно планируйте семейные дела, попросите совета у ребёнка как у равного, и если это далеко не лучший совет, обязательно ему последуйте;
• Приобщайте к выполнению доступных повседневных домашних обязанностей;
• Поощряйте, но не перехваливайте ребёнка, помните, что для формирования адекватной самооценки, как похвала, так и наказание должны быть адекватными;
• Не ограничивайте хорошую инициативу ребёнка, пусть он будет лидером всех начинаний;
• Научите общаться с другими детьми, людьми, но при этом не сравнивайте ребёнка с другими;
• Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы
Повышенная активность.
Не только родители устают от повышенной активности и суетливости ребёнка, но и сами дети страдают. Они быстро утомляются, постоянно льют слёзы, резко реагируют на любую смену обстановки, у них часто меняется настроение. Поэтому ребёнку необходимо помочь, научив его управлять своими эмоциями и активностью
Что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок избавился от «излишков» активности? Создайте ему определённые условия, а также следуйте рекомендациям:
• Соблюдайте чёткий режим дня, оберегайте детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер, избегайте места с повышенным скоплением людей;
• Избегайте конфликтов в семье, не стоит ссориться у ребёнка на глазах;
• Стройте взаимоотношения с ребёнком на понимании и доверии;
• Не забывайте хвалить ребёнка в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца;
• Приучайте ребёнка к пассивным играм (чтению, рисованию, лепке, конструированию);
• Не забывайте дарить положительные эмоции, обнимать и говорить ребёнку, как сильно вы его любите.
Вспыльчивость
Понять, вспыльчивый у вас ребёнок или нет, вы сможете по следующей поведенческой реакции: злость, капризность, плаксивость, легко раздражается. Вспыльчивый ребёнок уделяет больше внимание движением, чем размышлениям. Такие поведенческие реакции начинают проявляться уже в 2 – 2,5 года, и очень важно подсказать, какая его реакция правильная, а какая будет ему вредить.
Как корректировать вспыльчивость ребенка?
• Главное правило – стараться сохранить спокойствие и не заражаться эмоциональностью ребенка. Корректировать вспыльчивость ребёнка необходимо уверенным поведением и объяснениями, как выразить ту или иную эмоцию.
• На старших дошколят и детей младшего школьного возраста хорошо действуют сказки, в которых главный герой, будучи вспыльчивым, в итоге побеждает эту наклонность и ведет себя спокойно и сдержанно. Объясните ребёнку разницу в поведении главного героя.
• Если ребёнок уже вспылил, на него нельзя кричать, урезонить его не удастся, успокаивающие слова не будет действовать. Нужно дать ему успокоиться и тихо, но твердо объяснить, какого поведения от него ждут и почему, при этом важен спокойный эмоциональный тон.
• Приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить. Но если он все же случился, нельзя заставлять ребенка замолчать, в одних случаях, нужно просто отвлечь его от источника раздражения, спокойно переключив на другую деятельность, в других, наоборот целесообразнее покинуть его, оставить без внимания. Когда ребенок успокоится, важно узнать у него, почему он так разозлился и возбудился, и предложить ему варианты поведения.
• Если ребёнок зол и раздражителен, предложите ему увлекательные психологические игры, которые дают возможность выплеснуть свои эмоции и успокоиться, такие как: «Нарисуй и порви гнев», «Убить гнев подушкой», «Обзывалки» (но не обидные, а шуточные, «Рвём и мечем» (рвём не нужные старые газеты или журналы, комкаем и бросаем: кто дальше или кто попадёт в корзину)
Истеричность
У маленьких детей небольшой словарный запас, им не хватает слов, чтобы выразить свои нужды, поэтому они «закатываю» истерики чтобы привлечь внимание взрослых. Но чаще такое поведение возникает на запрет взрослых или по причине чрезмерной избалованности, или в результате недостатка социальных навыков.
Как преодолеть проблему
• Если хоть раз отреагируете на истерику ребёнка и выполните его желание в момент истерики «Лишь бы успокоился», вы тем самым закрепите форму поведения вашего ребёнка, который будет и в дальнейшем использовать манипуляционную истерику. Это совсем не означает, что просьбы и чувства ребёнка надо игнорировать. Но важно выработать понимание, кто главный в семье, кто устанавливает правила и твёрдо сказать «Нет»
• Никогда не игнорируйте истинную, неконтролируемую истерику. И не забывайте – необходимо игнорировать состояние, а не самого ребёнка.
• Плач ребёнка и истерики выводят из себя, но очень важно контролировать свои эмоции, будьте спокойными (хотя бы внешне, так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы ребёнок успокоился.
• Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.
Обидчивость
Каждому человеку очень важно чувствовать свою признанность, внимание, свою важность, а ребёнку более всего, особенно со стороны близких ему людей. Если этого не происходит, ребёнок остро переживает ущемлённость своего «Я», свою не признанность, не замеченность, игнорирование или недостаточное внимание со стороны близких ему людей, отказ в чем – то нужном и желанном, неуважительное отношение со стороны других, отсутствие похвалы. Реакцией на такое отношение является обида.
Как помочь ребенку справиться с обидой
• Главное! Нельзя проходить мимо детской обиды, постарайтесь выяснить причину обиды и разработайте тактику корректировки обидчивости ребёнка;
• Вместо того чтобы развернуться и уйти в ответ на обиженный крик малыша, объясните причины своих действий, почему идете в поликлинику, а не на детскую площадку, почему просите съесть на обед суп, и только потом – конфету. Не доводите ситуацию до того чтобы ребёнок замкнулся в себе, это опасный сигнал;
• Принимайте ребёнка таким, какой он есть, уважайте его мнение, ведите с малышом диалог, учитесь договариваться, приходить к компромиссу;
• Уделяйте ребёнку достаточно внимания, укрепляйте эмоциональную сферу, рассказывайте на примерах сказок и мультфильмов как можно реагировать на обиду.
• Помогите ребёнку выйти из состояния обиды, например, сходите в кино, парк, посмотрите мультфильм, после чего обсудите ситуацию, которая привела к обиде, это очень важно и ищите способы её преодоления.
• Обычно у обиды следующий алгоритм: «Обида – Злость – Отмщение». Такой алгоритм очень сложный для социальной адаптации, поэтому очень важно научить ребёнка ломать этот стереотип с помощью повышения его самооценки.
Прощение
Научите ребёнка одному из важных аспектов: «Прощать и просить прощения» – осмысленно, осознанно (знать за что,
на личном примере или с помощью сказок и мультфильмов.
Не обязательно, чтобы ребенок прощал своего обидчика, важно добиться того, чтобы он перестал копить в себе негативные чувства, от которых будет страдать только он сам. Ведь мир прекрасен, в нем много всего хорошего, поэтому ребенка надо научить видеть лучшее, что есть в этой жизни. Справиться с обидой помогут психологические игры для обидчивых детей, такие как:
«Обзывалочки»
Оборудование: мяч
Ход игры: Бросая мяч, ребёнок называет обидные слова, но не самые грубые выражения, а название овощей, фруктов, животных, сказочных героев, бытовых предметов.
Обратите внимание ребёнка на то, что это всего лишь весёлая игра: здесь обижаться не нужно. Эта игра снимает напряжение
«Кенгуру»
Хаотичные движения детей превращаются в организованную игру, самую простую, но полезную, она помогает детям, управлять эмоциями. В результате состояние становится не таким обидчивым.
Ход игры:
Выбирается ведущий - «Кенгуру».
Дети бегают вокруг «Кенгуру» дразнят его, дёргают, строят рожицы. «Кенгуру» пытается догнать обидчиков, кого поймал тот и Кенгуру. Важно, чтобы каждый ребёнок, принимающий участие в игре, побывал «Кенгуру»
Сложности в налаживании отношений
У каждого взрослого есть друзья, маленьким детям тоже очень важно иметь друзей – это возможность вместе, на доступном им языке познать окружающий мир – мир предметов, явлений, игр…Дружеские отношения могут не складываться из – за стеснительности или неуверенности. У вашего ребёнка нет друзей? Конечно, дети должны учиться дружить с раннего возраста и если ребёнок замкнутый и не идёт на контакт, это не может не волновать родителей.
Как преодолеть проблему:
Умение дружить не является врожденным. Научить ребёнка заводить друзей и поддерживать хорошие отношения – одна из задач семейного воспитания.
• Лучшая форма обучения для маленьких детей – это пример родителей. Поэтому, прежде всего, обратите внимание на себя и собственным примером показывайте ребенку, как надо общаться;
• Научите своего ребенка разговаривать: формулировать свои желания и уметь об этом сказать, неважно, кому взрослому или сверстнику, выслушивать другого человека. Ребёнок должен уметь выстраивать свои границы в рамках спокойного диалога. Друзья появляются у тех детей, которые умеют общаться.
• Учите ребёнка тому, что нужно не только привлекать внимание к себе, но и обращать внимание и учитывать интересы окружающих. Например, нужно делиться игрушками, если собеседник вежливо попросил об этом, или если у вашего ребёнка обновка, он может сказать: «А у меня новые кроссовки!», но будет хорошо, если он заметит и чужую: «О, у тебя новое…»;
• Если ребёнок хочет присоединиться к игре, дайте ему совет, что хорошо бы проявить интерес к тому, что делают ребята, и обратиться к ним со словами: «У вас так хорошо получается, можно я буду играть с вами?» Объясните ему, что чтобы завести разговор первым или попроситься в игру, нет ничего страшного и постыдного.
• Учите ребенка знакомиться и заводить друзей. Знакомство – дело не простое, и для того чтобы научить ребёнка общаться со сверстниками нужно буквально подсказать, что именно он должен делать. Например, подсказать фразы, как начать знакомство: «Привет меня зовут… А тебя как зовут? Хочешь конфетку? Я могу угостить» При этом не забудьте обязательно похвалить ребёнка, и сказать: «Я очень горжусь тем, что ты смог заговорить с девочкой на улице. Ты выглядел таким взрослым и самостоятельным»
• Иногда стоит давать ребенку возможность учиться на своих ошибках и принимать собственные решения, и не критикуйте их, даже если они Вам не очень нравятся. Максимум, что Вы можете себе позволить – это мягко выразить свое мнение о каком-то поступке малыша, оставляя право выбора за ним.
• Ознакомьте ребенка с «правила дружбы» и пусть он их обязательно усвоит: не дразниться, играть честно, не разбалтывать секреты и не стремиться к превосходству над окружающими. Малыш должен понимать, что он такой же, как все - не хуже остальных, но и не лучше.
Помните! Решить эмоциональные и поведенческие проблемы ребёнка можно только с помощью активной и длительной практики, но чем раньше Вы научите малыша коммуникабельности, тем раньше он научится преодолевать жизненные трудности.