Екатерина Шапошникова
Рекомендуемые игры и упражнения по сенсорно — моторному обучению детей 3–4 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
1. Собери пирамидки
Цель: учить детей составлять пирамидки из различных геометрических фигур, подбирать их в разных вариантах; развивать умение выполнять тонкие движения кончиками пальцев, накапливать сенсорный опыт при действии с объемными геометрическими фигурами, практически познавать их физические свойства. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: кубы, цилиндры, кольца, шары, призмы, стержни для нанизывания.
2. Кто спрятался?
Публикация «Рекомендуемые игры и упражнения по сенсорно — моторному обучению детей 3–4 года жизни» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Цель: продолжать учить детей называть геометрические формы, запоминать их; оперировать образом форм и представлений. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: геометрические формы (шар, куб, призма, кирпичик, ширма.
3. Круг
Цель: знакомить с кругом и его свойствами, со способом сравнения размера предметов, учить группировать по заданному признаку, видеть закономерности в расположении фигур и уметь продолжать ряд. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: макет машины с круглыми колесами, три круга, отличающиеся величиной, предметы круглой и некруглой формы, круги разного размера, полоски.
4. Круг
Цель: закреплять представление о круге; устанавливать независимость формы предмета от цвета и размера; развивать восприятие, память. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: две иллюстрации, макеты овощей и фруктов, мешочек для тактильного обследования предметов, шарик, мячик, муляжи (морковь, апельсин, огурец, по три картонные фигурки апельсина и арбуза разных размеров.
5. Треугольник
Цель: знакомить детей с геометрической фигурой «треугольник»; развивать наглядно-действенное мышление и мыслительные операции, мелкую моторику рук. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: на каждого картинка с изображением разных треугольников (по величине, цвету) с изображением недорисованного предмета и карточки с недостающими деталями, набор палочек (спичек) на каждого для составления треугольников.
6. Круг-треугольник
Цель: учить детей различать геометрические фигуры (круг и треугольник); закреплять понятия: «большой» и «маленький»; вспомнить название основных цветов, развивать внимание и смекалку. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: на каждого фигуры разной величины и цвета (круг и треугольник, картинка с изображением поросенка из фигур (схематично).
7. Квадрат
Цель: познакомить детей с квадратом и его свойствами, закрепить навыки счета до четырех; вырабатывать умение группировать предметы по одному из признаков; развивать наглядно-действенное мышление. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: изображение домика, лист с нарисованными предметами, похожими на квадрат, геометрические фигуры разной величины, счетные палочки.
8. Прямоугольник
Цель: знакомить детей с прямоугольником и его свойствами; развивать восприятие и наглядно-действенное мышление, мелкую моторику рук. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: коробка со строительным материалом (кубики, кирпичики, полоски разной длины, конверт с карточками, на которых изображены предметы, похожие на квадрат и прямоугольник.
9. Овал
Цель: знакомить детей с овалом, накапливать сенсорный опыт выделения овала и круга; развивать мышление и память. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: 2 иллюстрации, наборы карточек с предметами круглой и овальной формы, 2 коробки с изображением круга на одной и овала — на другой.
10. Мозаика
Цель: учить детей учитывать форму при составлении узора из мозаики, умению чередовать объекты по форме, совершенствовать координацию движений рук и мелкую моторику пальцев. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: фигурки различной формы из картона, полоски из картона.
11. Коврик
Цель: продолжать учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор по образцу; развивать у детей внимание, вызывать желание помочь игрушечным персонажам. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: квадратный лист бумаги: 4 квадрата, один кружок.
12. Построим поезд
Цель: учить детей группировать предметы по форме; выполнять задание на основе образца и показа. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: паровоз, квадраты, треугольники, прямоугольники по 4 шт.
13. Подбери и назови
Цель: продолжать закреплять умение детей соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами; развивать внимание детей. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: картинки с изображением животных и геометрических фигур (собачка с кубиком, мышка с прямоугольником, лиса с шаром).
14. Собери башни
Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов: «большой» и «маленький», вводить данные слова в активный словарь. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: большие и маленькие кубики — по 5 штук на каждого ребенка.
15.Ёлочки и зайчата
Цель: учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине, учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: по 3 треугольника разной величины, зайчики (большой, поменьше, маленький).
16. Наведём порядок
Цель: продолжать формировать у детей представления о величине предмета (большой, поменьше, маленький); учить простейшим приемам, с помощью которых можно установить, одинаковы или различны по величине однородные предметы (прием совмещения) Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: кукла, по 3 кастрюли и крышки разного размера.
17. Один, много, ни одного
Цель: познакомить детей с приемом наложения; закрепить понятия: «один» и «много», «ни одного». Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: жучки и листочки (10шт).
18. Бабочка и цветок
Цель: продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «больше - меньше», «столько - сколько», «поровну». Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат и треугольник. Развивать внимание, память, зрительное восприятие, мыслительные операции.
Материал: цветы и бабочки (по 10шт).
19. Зоопарк
Цель: учить находить множество предметов и один, упражнять в умении согласовать числительное с существительными в роде и числе.
Материал: игрушечные звери, птицы.
20. Помоги утятам
Цель: учить выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, употреблять слова: «один», «много», «большой», «маленький». Развивать умение сравнивать и устанавливать закономерность расположения элементов в ряду; совершенствовать слуховую память и внимание. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: полоски, контурные изображения и игрушки (утята и мама-утка).
21. Путаница
Цель: формировать пространственные представления, учить различать правую и левую руки; развивать внимание и мышление; давать представления об ориентировке на плоскости. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: фланелеграф, Буратино, карандаш, шарик.
22. Длинные и короткие
Цель: знакомить с методом сравнения предметов по длине; развивать речь, вводить в активную речь слова, определяющие длину предметов и соотношения предметов по длине; развивать мышление и внимание.
Материал: 2 ленты разной длины и цвета (желтая и зеленая, 4 иллюстрации, ножницы, бумажные полоски, 2 веревочки одинакового цвета, но разной длины.
23. Сравнение двух предметов по длине
Цель: совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами «длинный - короткий», «длиннее- короче», «одинаковые по длине»; упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке; развивать зрительное восприятие; развивать мыслительные операции: сравнения, обобщения.
Материал: длинные и короткие брусочки, ленточки, верёвочки и др.
24. Помоги мишке
Цель: продолжать считать до двух на основе сравнения двух совокупностей; учить узнавать предмет по его описанию; развивать внимание; знакомить с понятиями: «верх — низ», «лево — право». Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: 2 картинки (велосипед, медведь, полочки, карточки на каждого ребенка с одним предметом и с двумя, одна большая банка и две маленькие.
25. Части суток
Цель: совершенствовать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними, различать пространственные направления от себя; формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток (день - ночь, утро - вечер); развивать крупную моторику; развивать зрительное восприятие, внимание; воспитывать чувство ответственности при выполнении заданий.
Материал: картинный материал с изображением частей суток, мальчика делающего зарядку; изображение мячика, солнышка, книги.
26. Части суток: «день», «ночь».
Цель: упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами «столько - сколько», «больше - меньше»; закреплять умение различать и называть части суток: «день», «ночь»; развивать зрительное восприятие, внимание; воспитывать аккуратность.
Материал: картинный материал с изображением частей суток.
27. Части суток: «утро», «вечер».
Цель: закреплять умение различать и называть части суток: «утро», «вечер»; развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении предметов и воспроизводить их; развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Материал: картинный материал с изображением частей суток.
28. Широкий, узкий
Цель: знакомить с понятиями «широкий» и «узкий»; обучать способу сравнений по ширине; вводить в активную речь слова, определяющие ширину предметов и соотношение предметов по ширине; развивать внимание. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: сюжетная картинка, карточки и полоски разной ширины на каждого.
29. Широкий - узкий
Цель: продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения; использовать в речи слова: «широкий - узкий», «шире - уже»; совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; развивать внимание, память, мышление.
Материал: узкие и широкие ленточки, полоски бумаги, брусочки.
30. Высокий-низкий
Цель: учить сравнивать предметы по высоте, вводить в активную речь слова, определяющие высоту предмета в соотношении предметов по высоте; развивать внимание. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: изображение воробья, 3 стула разной величины, конверт с 3 лесенками.
31. Покажи 1 грибок и 1 пальчик, много грибков и много пальчиков
Цель: сформировать у детей понятие о количестве предметов - один, много. Ввести количественные понятия в их активный словарь. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: счетный материал- 6 грибков.
32. Поиграем с кубиками
Цель: формировать у детей понятие о количестве предметов - один, много. Ввести количественные понятия в их активный словарь. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: поднос, по 1 кубику для ребенка и для взрослого.
33. Сколько кубиков в каждой машине?
Цель: сформировать у детей понятие о количестве предметов - один, много. Ввести количественные понятия в их активный словарь. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: 2 машины,6 небольших однотипных кубиков.
34. Один-много
Цель: познакомить ребенка с понятием один и много. Учить брать один и много предметов, подражая действиям взрослого. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: счетный материал (десять уточек)
35. Чем отличаются предметы на картинках?
Цель: учить детей различать и называть по картинкам цвет, величину и количество.
Материал: 3 предметные картинки на каждой изображено 5-6 предметов, один из которых отличается от прочих цветом, величиной или формой.
36. Покажи одну и много матрешек.
Цель: формировать у детей понятие о количестве предметов - один, много. Понимать слова: один, много. Ввести количественные понятия в их активный словарь. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: счетный материал (6 матрешек).
37. Возьми одну и много матрешек
Цель: формировать у детей понятие о количестве предметов - один, много. Понимать слова: один, много. Учить выполнять инструкции. Ввести количественные понятия в их активный словарь. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: счетный материал (15 матрешек, коробка
38. Два
Цель: познакомить детей с числительным 2. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: счетный материал (10 грибков).
39. Один, два, много
Цель: учить детей различать и называть количество предметов.
Материал: предметные картинки: на одной нарисована 1 матрешка, на другой- 2матрешки, на третей-5 матрешек; счетный материал: 10 матрешек.
40. Посчитай и скажи сколько? (счет в пределах 2-х)
Цель: сформировать у детей понятие о количестве предметов - один, два. Понимать слова: один, два. Учить обобщать количество предметов при счете. называя последнее число. Ввести количественные понятия в их активный словарь. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: счетный материал
41. Посчитай и скажи сколько? (счет в пределах 3-х)
Цель: сформировать у детей понятие о количестве предметов - один, два, три. Понимать слова: один, два, три. Учить обобщать количество предметов при счете, называя последнее число. Ввести количественные понятия в их активный словарь. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: счетный материал.
42. Посчитай и скажи сколько? (счет в пределах 4-х)
Цель: сформировать у детей понятие о количестве предметов - один, два, три, четыре. Понимать слова: один, два три, четыре. Учить обобщать количество предметов при счете, называя последнее число. Ввести количественные понятия в их активный словарь. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: счетный материал
43. Посчитай и скажи сколько? (счет в пределах 5-и)
Цель: сформировать у детей понятие о количестве предметов - один, два, три, четыре, пять. Понимать слова: один, два три, четыре, пять. Учить обобщать количество предметов при счете, называя последнее число. Ввести количественные понятия в их активный словарь. Продолжать работу по формированию фразовой речи в форме простого распространенного предложения, способствовать совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи, ее грамматического строя.
Материал: счетный материал