Владимир Левченков
Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Левченков В. В.
Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений
Память является процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим.
Публикация «Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Формы памяти.
Три формы памяти — мгновенная, кратковременная и долговременная — отличаются друг от друга как по способу представления в них получаемой извне информации, так и по времени хранения, а также по тем функциям, которые каждая из них выполняет в процессах памяти человека. Три формы памяти представляют собой не только формы, но и этапы переработки информации в процессе ее хранения.
Память человека, таким образом, состоит из трех блоков, работающих в целях сохранения информации как единого целого. Схема связи между ними имеет примерно следующий вид.
Внешнее воздействие приводит к возбуждению чувствительных клеток, вследствие чего в данном «сенсорном регистре» остается след от этого воздействия в виде образа соответствующей модальности. Возникший в сенсорном регистре образ опознается и через очень короткое время пересылается в следующий блок хранения. Здесь он после некоторых преобразований хранится чуть дольше, после чего либо исчезает (забывается, либо, при его повторении в пределах времени его существования в кратковременной памяти, передается на хранение дальше — в долговременную память, где, в случае попадания в нее, он может храниться неопределенно долго. Долговременная память в свою очередь является хранилищем, из которого поступает информация как для нужд сенсорного регистра, так и для нужд кратковременной памяти. [1] Для развития памяти рекомендуется использовать различные игры у упражнения.
Подвижные игры и упражнения для развития памяти у дошкольников
(примерная подборка)
1. Выполни движения
Цель: развивать двигательную и зрительную память, внимание, координацию движений.
Ход игры
Детям, стоящим в шеренге, показывают комплекс двигательных действий и просят повторить движения в той последовательности, в которой они были показаны. Игроки, допустившие ошибку, делают шаг вперед. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.
Комплекс 1 Комплекс 3
(И. п. — основная стойка) 1) голову повернуть налево;
1) руки вверх; 2) голову повернуть направо;
2) хлопок над головой; 3) голову держать прямо;
3) руки в стороны; 4) голову опустить вниз.
4) руки к плечам; Комплекс 4
5) руки вниз. 1) руки вперед;
Комплекс 2 2) присесть;
1) руки на пояс; 3) исходное положение;
2) наклон влево; 4) голову повернуть направо;
3) исходное положение; 5) голову повернуть налево;
4) наклон вправо; 6) голова прямо.
5) исходное положение.
Варианты:
1. Показ упражнений можно сочетать с названием движения. В этом случае развивается еще и слуховая память.
2. Движения не показываются, а только называются. Ребенок должен вспомнить, каким образом они выполняются.
2. Запомни порядок
Цель: развивать память, внимание.
Ход игры
Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок. В конце игры отмечают тех, кто выполнил задание без ошибок.
3. Кто ушел?
Цель: развивать память, внимание.
Ход игры
Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на них, отворачивается. В это время, по указанию педагога, один из детей выходит из зала. Водящий должен повернуться и отгадать, кого из детей не хватает.
Вариант
Когда кто-то из детей уходит, остальные игроки меняются местами, чтобы запутать водящего.
4. Заколдованный шарик
Цель: развивать долговременную память на слова, координацию движений.
Материал: два воздушных шарика.
Ход игры
Надуйте 2 воздушных шарика, покажите детям, как они плавают в воздухе, и разрешите немного с ними поиграть. Через некоторое время скажите детям, что вы знаете волшебное заклинание. Потрите шарик об одежду, чтобы зарядить его статическим электричеством, и скажите заклинание:
Снип, снап, снуре — раз, два и три!
Шар заколдован — иди посмотри!
«Прилепите» шарики к стене на таком расстоянии, чтобы дети могли их достать, поиграть с ними. Повторите заклинание, позвольте детям самим приклеить шарики. Затем пусть малыши повторят заклинание и сами прилепят шарик.
5. Волшебная цифра
Цели: совершенствовать память; закреплять математический счет; развивать координационные способности.
Материал: карточки с цифрами, коврик или мат.
Ход игры
Педагог говорит детям, что если они будут хорошо знать цифры, то попадут в Страну знаний. Для каждого он сообщит его волшебную цифру.
На коврик кладутся вразброс цифры (по числу участников игры). Игроки запоминают свой номер, сообщенный педагогом. По сигналу педагога участники бегут к коврику и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.
Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задания и попавшие в Страну знаний. Если в группе большое число детей, то можно разделить детей на две команды и провести эстафету.
6. Вот так позы
Цель: развивать моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания.
Ход игры
Участники игры принимают позы, соответствующие определенному виду спорта (определенной профессии, движению животного и т. п.). Водящий, посмотрев на них, должен запомнить, воспроизвести их и прокомментировать после того, как все дети вернутся в исходное положение.
Игра может усложняться: водящий повторяет позы увеличивающегося числа детей.
Отмечаются лучшие водящие.
7. Вызови по имени
Цель: развивать двигательную память, долговременную память на слова, интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, ловкость.
Материал: мяч
Ход игры
Участники делятся на две команды. По сигналу педагога они свободно передвигаются по всему залу. Внезапно педагог подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Аналогично вызывается участник второй команды.
Побеждает команда, поймавшая мяч большее число раз. [2]
8. Беспорядок на кухне
Цель: развивать зрительную память
Ход упражнения
Ребенку предлагается картинка с предметами расположенными не на своих местах. Посмотри, здесь нарисован беспорядок на кухне. Расставь все по своим местам! Наведи порядок!
На листе бумаги нарисуй кухню, где все эти предметы расставлены и разложены по местам.
Материал: лист бумаги, цветные карандаши, репродукция.
9. Осенние листья.
Цель: развивать зрительную память, кратковременную
Ход упражнения
«Посмотри на этот лист. Запомни его». Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных.
(Как правило, эту задачу никому не удается решить сразу, поэтому задание можно повторить несколько раз.)
Когда задача будет решена, постарайтесь обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т. д.
Материал: картинка распечатанная
10. Снежки.
Цель: развитие и укрепление долговременной памяти.
Ход игры
Мысленно поиграем в снежки.
ЗАДАНИЕ 1. Представь снег. Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?
Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться. С чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день?
ЗАДАНИЕ 2. Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека (с какими известными тебе звуками?
ЗАДАНИЕ 3. Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь? Расскажи.
11. Запахи и звуки.
Цель: формирование долговременной зрительной памяти, воображения.
Ход упражнения
Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем [3]
Для развития памяти можно использовать и другие игры направленные на запоминание, сравнение и другие действия с памятью. Многие игры разработанные и опубликованные в соответствующих книгах и пособиях. Сложность игры или упражнения необходимо соотносить с возрастом ребенка.
Литература:
1. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб. : Питер, 2002. — 432 с.
2. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М. : АРКТИ. – 2008.-72с.
3. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: «Академия развития», 1996. — 240 с.