Юлия Закирова
Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста.
2. Развивать умение детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношения между понятиями «один», «много»
Задачи:
Обучающие: продолжать учить детей отличать понятия «один» и «много», «большой» и «маленький».
Публикация «Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Развивающие : 1. Развивать количественное представление у дошкольников с помощью дидактических игр.
2. Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношения между понятиями «один», «много»
3. Развивать память, мышление, активный словарный запас; формировать представления об относительной величине предметов.
4. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Воспитательные: Создать радостное настроение; чувство отзывчивости, уверенность в себе, активность.
Развитие количественных представлений у дошкольников оказывает огромное влияние на умственное и интеллектуальное развитие, поэтому одной из наиболее важных задач воспитателя является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Среди всех видов деятельности традиционным является счет, связанный с возникновением представлений о числах натурального ряда. Обучение счету в детском саду является необходимым компонентом в подготовке к школе. Однако счет не может быть единственным содержанием обучения в детском саду и полностью обеспечивать математическое развитие ребенка. В настоящее время повышается удельный вес знаний, создающих прочную базу для сознательного усвоения счета, установлены более тесные связи между различными представлениями, формируемыми у детей.
Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит к тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер. Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом. Важно показать независимость числа от пространственно-качественных особенностей предметов. В процессе выполнения упражнений, которые постепенно усложняют на протяжении обучения в дошкольном возрасте, неявно используются основные теоретико-множественные понятия: «множество и его элемент», «подмножество», «взаимно однозначное соответствие», «эквивалентность множеств», «операции над множествами» и др.
Со счетной деятельностью тесно связана измерительная, основная цель которой - формирование представлений о величинах. Большая подготовительная работа предшествует простейшим измерениям, которыми дети овладевают в детском саду. Она включает обучение измерению размера, объема, массы. Путем непосредственного сравнения предметов по данным признакам, открывает широкие возможности для формирования целого ряда математических представлений: углубляются и обобщаются представления о числе; более гибким становится навык счета, применяемый в другой ситуации; развиваются представления о части и целом, дошкольники знакомятся с простейшими видами функциональной зависимости и т. д.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать элементами вычислительной деятельности, усвоение которой в основном происходит в школе. Счет составляет основу для овладения простейшими приемами вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими математическими категориями.
Освоение детьми счета – это длительный и сложный процесс.
Счет как деятельность состоит из :
-- называние слов числительных по порядку;
-- соотнесение их с предметами;
-- определение итогового числа.
Во второй младшей группе мы научились работать с множествами. Это подготовило детей к счетной деятельности.
Счетная деятельность – это называние числительных по порядку с выделением итогового числа.
Цель счетной деятельности—найти итоговое число, ответить на вопрос “сколько?”
Не достаточно учить ребенка счету только в детском саду. Необходимо закреплять счетные навыки дома.
Лишь после выполнения различных практических действий с множествами ребенок может быть подготовлен к пониманию смысла чисел и счета. Все это происходит в практической деятельности, руководимой взрослыми и имеющей своеобразный учебно - игровой характер.
Наиболее известны и часто применяемы в современной практике дошкольного воспитания в развитии счетной деятельности, большое значение имеют игры.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, как и каждая другая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети. Она может быть индивидуальной и коллективной.
В дидактических играх создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Особая роль дидактических игр в обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт.
Однако, игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т. е. те качества, которые необходимы в дальнейшей жизни.
Обучая маленьких детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (этическое) и физическое воспитание.
С детьми старшего дошкольного возраста в овладении элементарными математическими представлениями в процессе дидактических игр решаются следующие задачи: твердое усвоение количественного и порядкового счета в пределах 10, количественный состав числа из единиц в пределах 5. Отвечать на вопросы «Который? Какой? Сколько?», уметь делить предметы на 2-4 части, находить величину, форму предметов в окружающей действительности, словами определять положение предмета в пространстве, знать наименование дней недели.
Через игровое действие, правила дидактических игр, развивается логическое мышление, дети стараются больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т. д.
В целях закрепления программы средней группы с детьми проводим дидактические игры на закрепление счета на слух в игре «Что я сказала?», закрепление формы на ощупь в игре «Чудесный мешочек», независимость числа от величины предметов дети закрепляют в игре «Которой игрушки не стало?»
В игре «Сколько?» закрепляю понимание смысла слова «сколько». На картах, розданных детям, изображены животные. Я показываю число кружков и спрашиваю: «Сколько?». Ребенок, обнаружив при подсчете нужное число животных, объявляет: «У меня две коровы» и т. д.
В дидактической игре «Подумай», кроме счета, пространственных ориентировок, дети учатся правильно пользоваться словесными обозначениями, развивают наблюдательность, внимание, зрительную память. В этой игре используются от 12 до 20 карточек (парных). На каждой из них нарисован дом, дерево, фигурка девочки в различных пространственных соотношениях. Предметы и части окрашены в разные цвета. Эту игру организуем с дидактической задачей - определить сходство и различие, пространственное расположение предметов. Затем дидактическая задача усложняется и т. д.
В старшей группе не только значительно расширяем и углубляем первоначальные математические представления, но и существенно перестраиваем работу на занятиях. Большое внимание уделяем формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний.
Математические знания детям даем в определенной системе и последовательности. Дидактические игры проводим в соответствии с принципом усложнения. Игры подбираем по разделам «Количество и счет», «Форма», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени», распределены по месяцам, в зависимости от прохождения программы на занятии.
В процессе освоения детьми математических знаний включаем новые игры, усложняем хорошо усвоенные. Организовываем и проводим игры ежедневно.
Наблюдения и анализ игр позволяют сделать вывод, что включение в процесс воспитания и обучения дидактических игр приносит заметные результаты. У детей появляются сосредоточенность, внимание, развивается мышление. Дети становятся более организованнее. К концу года они овладевают навыками количественного счета в пределах 10, знают геометрические фигуры, умеют выкладывать силуэты предметов из геометрических форм по представлению.