Ломоносова Кристина
Рекомендации по развитию фонематического слуха. Игры
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Игры для развития фонематического слуха.
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Публикация «Рекомендации по развитию фонематического слуха, Игры» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Игра «Шумящие коробочки»
Вместе с детьми насыпьте в коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемой коробочки, что внутри.
Игра "Волшебная палочка"
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Потом усложните задание – ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра «Похлопаем»
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Что лишнее?
Взрослый произносит ряды слогов, а
ребенок должен найти лишний слог,
например: па-па-ба-па-па.
ва-ва-фа-ва-ва
Найди нужное слово.
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
Сложи звук.
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
Услышишь звук – хлопни в ладоши.
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один
и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы К, а последний - А.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.
Чистоговорки.
Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог, например:
Ба-бо-ба -у дороги два стол (ба)
За-зо-за - уходи домой ко (за)
Ди-ти-ди - на луну ле (ти)
Де-де-те - сядем в темно (те)
Отличия.
Взрослый поизносит пару слов в которых один звук отличается, например : Кот - год; кошка-ложка; сом-дом.
Внимательный слушатель.
Взрослый произносит слова, а ребенок определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
Подбери картинку или игрушку
Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино, а ребенок угадывает, что вы делали, что звучало, и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
Игра «Звукоподражания»
Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр. Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает.
Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Верно-неверно»
Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. Затем педагог показывает чистый лист бумаги и называет: Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака – гумага – бумага.
Игра «Звук заблудился»
Дети должны отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).
«Инопланетянин»
Говорите малышу, что к вам прилетел в гости с другой планеты инопланетянин. Он не умеет говорить на нашем языке, но хочет с нами подружиться и поиграть. Он будет произносить, а ты попробуй повторить за ним: «Ку-ку-ко. та-то-ту. ша-ча-ша. ма-ма-на.» Сначала роль инопланетянина берёт на себя взрослый, а затем ребёнок.
«Помоги Незнайке»
Говорите ребёнку, что Незнайка ездил в деревню и рассказал, что он там увидел. Послушай внимательно и исправь ошибки Незнайки.
Примеры предложений:
Коса побежала в огород.
Колова пасётся на лужайке.
Кочка лакает молочко.
Собаха сидит в конуре.
Зоркий глаз.
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
Пальчиковая игра «Гроза»
Воспитатель читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.
Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).