Ситникова Елена
Рекомендации по подготовке руки ребенка к письму
▼ Скачать + Заказать документы
Ну вот и наступила школьная пора: звонки, уроки, перемены, домашние задания. Особенно важная пора для первоклассников. Работая в детском саду в подготовительной группе, я заметила, что у некоторых детей рука не подготовлена к письму. Кто то неправильно держит карандаш, что вызывает трудности при выполнении заданий, у кого – то вызывает трудности выполнение штриховки, проведение различных видов линий, рисование самой простой фигуры. Хотелось бы дать некоторые рекомендации по подготовке руки ребенка к письму.
Работу следует начинать по четырем основным направлениям:
1. Развитие руки.
Публикация «Рекомендации по подготовке руки ребенка к письму» размещена в разделах
1.1. Сформировать правильный захват карандаша: карандаш держат тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть).
1.2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Такое распределение подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления (силовое напряжение – пишем сверху вниз; расслабление – пишем снизу вверх.).
1.3. Развивать мелкую моторику рук (мозаика, пазлы, конструкторы, лепка, оригами (складывание бумаги) и т. д.).
2. Подготовка к технике письма.
2.1. Развивать пространственную ориентировку. В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого – либо предмета и относительно человека, стоящего напротив.
2.2. Развивать чувство ритма. Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, способствует развитию координации, общей и мелкой моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.
2.3. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий. Правило: все горизонтальные линии ведутся
слева направо, все вертикальные и наклонные - сверху вниз.
3. Анализ и синтез графических, условных изображений предметов. Дошкольник не должен писать буквы. Можно просто подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составления из элементов. В игровых упражнениях ребенок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.
4. Формирование элементарных графических умений. Полезно проводить упражнения, подготавливающие к написанию школьного шрифта («клубочки», «волны»).
Десять советов родителям
Совет 1. Занимайтесь с ребенком регулярно, выберите направление занятий, не перескакивайте с одного вида занятий на другое.
Совет 2. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
Совет 3. Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий – это даст ребенку уверенность в своих силах.
Совет 4. Спокойно, без раздражения, относитесь к затруднениям или неудачам ребенка.
Совет 5. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
Совет 6. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
Совет 7. Подбадривайте, поддерживайте ребенка в тех случаях, когда он испытывает трудности или у него что – то не получается.
Совет 8. Обязательно найдите за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
Совет 9. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые трудны и не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.
Совет 10. Учитесь видеть не только слабые, но и сильные стороны развития ребенка. Выстраивайте занятия так, чтобы ребенок мог использовать сильные стороны своего развития.