Шарипова Надежда Михайловна
Рекомендации по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетико-фонематические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей отмечается недостаток интонационных средств оформления речи. Чаще всего просодические нарушения встречаются у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Публикация «Рекомендации по формированию основных навыков интонационной выразительности речи у дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи :
*недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезвычайно громкий, либо тихий, характерен узкий высотный диапазон голоса);
*нарушения тембра голоса (глухой, хриплый или резкий,напряженный, дрожащий);
*недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры;
*нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, смазанная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных типов высказывания);
*трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
*нарушения темпа (ускоренный, замедленный)и ритма речи (скандированный, растянутый).
Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией и обусловлены они различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, нарушением проходимости носовой полости вследствие хронических ринитов и т. п. У детей отмечается ослабленное речевое дыхание, короткий выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта.
В условиях логопедической группы детского сада преодоление нарушений речевого дыхания, артикуляции и голоса происходит обычно в рамках работы по формированию общих речевых навыков у детей. Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным в коррекционной деятельности. Однако широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников, заставляет по-новому взглянуть на эту проблему и диктует необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание.
Сегодня я представлю вам игры и упражнения
*для развития у детей общих речевых навыков,
*развитие мелкой моторики,
*дыхания, силы голоса,
*чувства ритма,
*изменение интонационной выразительности речи.
Все эти игры объединены одной лексической темой «Моя семья».
Таким образом, можно подобрать серию игр по всем лексическим темам.
Такой подход позволяет оптимизировать процесс коррекционной работы
в этом направлении.
Для развития восприятия и понимания взаимосвязи эмоций и основного тона высказывания в играх применяются специальные обозначения - пиктораммы, символизирующие наиболее яркие по проявлению эмоциональные состояния: радость, страх, гнев, печаль, удивление. В ходе игр дети «проживают» различные эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, происходит расширение кругозора понимаемых эмоций, что облегчает им дифференцировать интонационный тон высказывания и интонационно окрашивать собственные высказывания. На занятии дети встречаются с известными сказочными персонажами, это мотивирует детей и помогает им весело и непринужденно выполнять задания.
Увлекательная форма предлагаемых заданий способствует повышению познавательной активности детей, созданию комфортной эмоциональной атмосферы в совместной деятельности взрослого и детей.