Папки-передвижки

Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности

Марина Фрыгина
Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Работая с детьми дошкольного возраста, понимаешь, какая ответственность ложится на тебя. Ведь именно в этот период времени формируются и развиваются качества, с которыми дети пройдут по жизни. Однако в последние годы беспокоит уровень речевого развития детей. Если в прежнее время из двадцати пяти детей группы был один совсем неговорящий и трое - четверо плохо говорящих, то теперь мы наблюдаем возрастную норму речи у пяти, максимум семи детей!

Публикация «Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

Формирование правильной речи детей является одним из приоритетных направлений в работе детского сада, поэтому я постоянно ищу и совершенствую методы и приемы развития речи своих детей. Одним из любимых детьми занятий в нашей группе являются театрализованные игры и инсценирование русских народных сказок.

При подготовке к театрализации, к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях, мы - педагоги постоянно сталкиваемся с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Для решения этой проблемы я решила также использовать средства театрализованной деятельности, которые являются наиболее эффективными в формировании выразительности детской речи. Использование знакомых и любимых сказок, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка, предоставляет возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону общения, воспитывает чувства и переживания. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его.

Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

А если этого не происходит? «Ничего страшного в том, что мой ребёнок говорит без интонации!» - отвечают наши родители. Однако недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста влияет на качество его речи, создает трудности во взаимопонимании и ограничит коммуникативные возможности ребёнка. На начальном этапе работы мной была проведена диагностика.

Целью стало выявление начального уровня развития интонационной стороны речи у детей 5-6 лет.

Для обследования была использована программа исследования просодики Е. Ф. Архиповой, включающая в себя следующие этапы:

-Обследование восприятия ритма, интонации, логического ударения, тембра.

-Обследование воспроизведения ритма, интонации, логического ударения, тембра.

-Обследование модуляций голоса по высоте, по силе.

-Обследование речевого дыхания, темпо - ритмической организации речи.

Проанализировав результаты диагностики, я сделала вывод, что дети моей группы слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека, использовать мимику, жесты, движения.

Мной были поставлены цель и задачи моей дальнейшей работы:

Цель:формировать умение пользоваться основными компонентами интонации через средства театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Обучать детей интонационной выразительности речи с помощью таких компонентов, как мелодика, темп, ритм, тембр, логическое ударение.

2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

3. Учить применять выразительные средства театра: мимики, жестов, поз, движений.

4. Развивать творческие способности, артистизм, коммуникативные навыки у детей.

5. Формировать интерес к художественным произведениям, к фольклору.

Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, я составила план совместной деятельности с детьми по развитию интонационной выразительности речи. В соответствии с направлениями работы были обозначены виды деятельности, периоды и формы работы. Развитие интонационной стороны речи проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, работа может быть организована в любое свободное время, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

мелодика - движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость;

темп - скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания;

пауза - временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям; психологические паузы - используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;

сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания;

логическое ударение - выделение голосом отдельных слов;

фразовое ударение - выделение голосом группы слов;

ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения;

тембр - эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Свою работу по развитию интонационной выразительности речи провожу последовательно, в два этапа:

- формирование навыков восприятия интонации;

- формирование навыков воспроизведения интонации в собственной речи.

Для реализации данных этапов использую следующие виды деятельности:

Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая).

Упражнения: для эмоционального развития детей; логоритмические; на развитие выразительности мимики, жестов, пантомимы.

Театральные этюды. Речевые игры. Чтение в лицах (по ролям). Игры – драматизации, игры – упражнения. Инсценирование.

Направления работы:Развитие речевого слуха (восприятие изменений силы, высоты голоса, тембра и темпа речи); фонационного (речевого) дыхания; мимики и выразительности движений; способностей понимать и передавать различные эмоции; силы голоса, расширение высотного диапазона голоса; восприятия и воспроизведения ударение; восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма. Координация дыхания, голосообразования артикуляции;

В своей работе использую разнообразные виды детской деятельности, и интеграцию образовательных областей, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней говорится.

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:

-Совместные выступления взрослых и детей.

-Участие в праздниках и конкурсах ДОУ.

-Помощь в пополнении уголка ряжения, в изготовлении костюмов, реквизитов для театральной деятельности.

-Родительские собрания, беседы, консультации.

-«Родительские посиделки».

- Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!».

В конце года была поведена диагностика, которая показала следующие результаты:

-в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх – драматизациях;

- повысился общий уровень речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи;

- сократилось количество случаев использования жестовой речи в словесном общении;

- дети научились некоторым приемам владения своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, более чёткой стала артикуляция;

Таким образом, можно констатировать, что в результате проведения предложенной мной комплексной, систематической и целенаправленной коррекционно-развивающей работы позитивно изменился уровень сформированности интонационной стороны речи детей. Применение театрализованных игр оказало положительное влияние на просодический компонент речи старших дошкольников с нарушениями речи.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности (выступление на методическом объединении) Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Слайд №2. Известно,.

Конспект занятия «Упражнение на развитие интонационной выразительности» Цель: воспитание интереса к театрализации. Задачи: 1. Формировать умение брать на себя роль. 2. Развивать наглядно-образное мышление, речь.

Методическая разработка «Развитие речи дошкольников 4–5 лет средствами театрализованной деятельности» Введение Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи средствами театрализованной деятельности» Отчет по теме самообразования «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» Подготовила: Ларичева Н. С. Актуальность выбранной.

«Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Педсовет Педагогический совет – деловая игра «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Слайд 1. Форма.

Презентация «Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений» Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач работы с дошкольниками на логопедической группе детского сада,.

Развитие речи детей средствами театрализованной деятельностиРазвитие речи детей средствами театрализованной деятельности Воспитатель: Кобликова Валентина Владимировна В 2018 учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Развитие речи детей через.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие интонационной выразительности речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха Детский сад комбинированного вида №45 «Пчёлка».

Развитие выразительности речи детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности «Развитие выразительности речи детей 5-7 лет в процессе театрализованной деятельности» Театрализованная деятельность заняла прочное место.

Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребёнка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 5 июня 2019 в 16:20
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Фрыгина (УИ 630069) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД