Марина Фрыгина
Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми дошкольного возраста, понимаешь, какая ответственность ложится на тебя. Ведь именно в этот период времени формируются и развиваются качества, с которыми дети пройдут по жизни. Однако в последние годы беспокоит уровень речевого развития детей. Если в прежнее время из двадцати пяти детей группы был один совсем неговорящий и трое - четверо плохо говорящих, то теперь мы наблюдаем возрастную норму речи у пяти, максимум семи детей!
Публикация «Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Формирование правильной речи детей является одним из приоритетных направлений в работе детского сада, поэтому я постоянно ищу и совершенствую методы и приемы развития речи своих детей. Одним из любимых детьми занятий в нашей группе являются театрализованные игры и инсценирование русских народных сказок.
При подготовке к театрализации, к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях, мы - педагоги постоянно сталкиваемся с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Для решения этой проблемы я решила также использовать средства театрализованной деятельности, которые являются наиболее эффективными в формировании выразительности детской речи. Использование знакомых и любимых сказок, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка, предоставляет возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.
Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону общения, воспитывает чувства и переживания. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его.
Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.
А если этого не происходит? «Ничего страшного в том, что мой ребёнок говорит без интонации!» - отвечают наши родители. Однако недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста влияет на качество его речи, создает трудности во взаимопонимании и ограничит коммуникативные возможности ребёнка. На начальном этапе работы мной была проведена диагностика.
Целью стало выявление начального уровня развития интонационной стороны речи у детей 5-6 лет.
Для обследования была использована программа исследования просодики Е. Ф. Архиповой, включающая в себя следующие этапы:
-Обследование восприятия ритма, интонации, логического ударения, тембра.
-Обследование воспроизведения ритма, интонации, логического ударения, тембра.
-Обследование модуляций голоса по высоте, по силе.
-Обследование речевого дыхания, темпо - ритмической организации речи.
Проанализировав результаты диагностики, я сделала вывод, что дети моей группы слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека, использовать мимику, жесты, движения.
Мной были поставлены цель и задачи моей дальнейшей работы:
Цель:формировать умение пользоваться основными компонентами интонации через средства театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Обучать детей интонационной выразительности речи с помощью таких компонентов, как мелодика, темп, ритм, тембр, логическое ударение.
2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
3. Учить применять выразительные средства театра: мимики, жестов, поз, движений.
4. Развивать творческие способности, артистизм, коммуникативные навыки у детей.
5. Формировать интерес к художественным произведениям, к фольклору.
Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, я составила план совместной деятельности с детьми по развитию интонационной выразительности речи. В соответствии с направлениями работы были обозначены виды деятельности, периоды и формы работы. Развитие интонационной стороны речи проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, работа может быть организована в любое свободное время, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.
Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:
мелодика - движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость;
темп - скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания;
пауза - временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям; психологические паузы - используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;
сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания;
логическое ударение - выделение голосом отдельных слов;
фразовое ударение - выделение голосом группы слов;
ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения;
тембр - эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.
Свою работу по развитию интонационной выразительности речи провожу последовательно, в два этапа:
- формирование навыков восприятия интонации;
- формирование навыков воспроизведения интонации в собственной речи.
Для реализации данных этапов использую следующие виды деятельности:
Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая).
Упражнения: для эмоционального развития детей; логоритмические; на развитие выразительности мимики, жестов, пантомимы.
Театральные этюды. Речевые игры. Чтение в лицах (по ролям). Игры – драматизации, игры – упражнения. Инсценирование.
Направления работы:Развитие речевого слуха (восприятие изменений силы, высоты голоса, тембра и темпа речи); фонационного (речевого) дыхания; мимики и выразительности движений; способностей понимать и передавать различные эмоции; силы голоса, расширение высотного диапазона голоса; восприятия и воспроизведения ударение; восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма. Координация дыхания, голосообразования артикуляции;
В своей работе использую разнообразные виды детской деятельности, и интеграцию образовательных областей, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней говорится.
Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:
-Совместные выступления взрослых и детей.
-Участие в праздниках и конкурсах ДОУ.
-Помощь в пополнении уголка ряжения, в изготовлении костюмов, реквизитов для театральной деятельности.
-Родительские собрания, беседы, консультации.
-«Родительские посиделки».
- Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!».
В конце года была поведена диагностика, которая показала следующие результаты:
-в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх – драматизациях;
- повысился общий уровень речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи;
- сократилось количество случаев использования жестовой речи в словесном общении;
- дети научились некоторым приемам владения своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, более чёткой стала артикуляция;
Таким образом, можно констатировать, что в результате проведения предложенной мной комплексной, систематической и целенаправленной коррекционно-развивающей работы позитивно изменился уровень сформированности интонационной стороны речи детей. Применение театрализованных игр оказало положительное влияние на просодический компонент речи старших дошкольников с нарушениями речи.