Василя Биешова
Рекомендации педагогу по работе с детьми с аутизмом (РАС)
▼ Скачать
1. Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным
ребенком, если это затруднительно, то осуществлять работу через
посредника.
2. Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен
предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к
появлению аутичного ребенка.
3. Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли
бы общаться на переменах с аутичным ребенком.
4. Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в
Публикация «Рекомендации педагогу по работе с детьми с аутизмом (РАС)» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия
поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить
"непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом
случае он почувствует свою значимость.
5. Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения,
раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя
эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
6. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему
предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше
присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему,
займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком
контакт.
7. Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания
на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках
усталости или недовольства с его стороны.
8. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте,
желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры
тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к
своей парте и осмыслить, что от него требуется.
9. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками
направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать
графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то
деталь предмета, а не нарисовать его полностью.
10. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в
организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками
ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.
11. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного
ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план
группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов;
оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако
недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно
чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на
первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или
учитель может делать это сам).
12. Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем
успеваемости:
- разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной,
возможно на компьютере);
- предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ;
- разрешать переписывать контрольные работы;
- принимать работу позже установленного срока;
- не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно
отслеживать динамику его развития;
14. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок
наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.
15. У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно
научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему
адаптироваться в социуме.
Необходимым этапом в обучении аутичного ребенка является
подготовительная работа :
беседа специалистов с родителями, с целью выявления
психологических и речевых особенностей;
проведение обучающих семинаров, где учителя знакомятся с
основными подходами к обучению аутичных детей;
Необходимые условия эффективности учебного процесса аутичного ребенка :
1. Психологическая совместимость учителя и ученика;
2. Разработка индивидуальной учебной программы для каждого ребенка по
разным предметам, индивидуальных занятий со специалистами;
3. Постоянное сопровождение ребенка в течение учебного дня;
4. Взаимодействие специалистов с учителями по сопровождению аутичного
ребенка;
5. Организация отдельного игрового пространства, где ребенок мог бы
провести пугающую его перемену;
6. Соблюдение правил сопровождения аутичного ребенка во время учебного
процесса;
7. Обязательный мониторинг ситуации, позволяющий оперативно вносить
изменения в учебный процесс.
Критерием успеха в обучении аутичных детей является не овладение
школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в
социализации. Можно научить ребенка максимально возможной для него
адаптации в обществе, причем максимум для них очень и очень высок.
Надежда есть, что такой ребенок вырастет уверенным в своих силах,
счастливым, со многими важными навыками. Но не стоит ждать, что он
станет "как все".