Валентина Шарова
Рекомендации педагогу при проведении совместных занятий «ребенок — родитель» с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Речь педагога должна быть эмоционально окрашена - используйте разный тембр, громкость, используйте паузы и мимику.
2. Называйте детей по именам чаще, особенно детей гиперактивных - им нужно демонстрировать больше внимания.
3. Если в группу входит новый ребёнок, предупредите родителей, что, возможно, ребёнка с занятия нужно будет увести раньше.
4. Не утомляйте малыша длительными инструкциями - они должны быть максимально краткими, содержательными, побуждающими.
Публикация «Рекомендации педагогу при проведении совместных занятий „ребенок — родитель“ с детьми раннего возраста» размещена в разделах
5. Подберите довольно быстрый темп занятия - для этого в конспекте каждого занятия предусмотрено достаточное количество блоков, обеспечивающих смену видов деятельности, что является своеобразным отдыхом, предотвращающим переутомление.
Хвалите детей! Хвалите родителей! Это не менее важно! На занятиях, когда идёт время совместной работы «родитель - ребёнок» после показа изготовления поделки и инструкций педагога, когда устанавливается ровный умиротворяющий «рабочий гул», можно негромко обратиться к родителям, как бы разговаривая сами с собой, например, так: «Отлично, продолжайте, Наталья». Не отвлекаясь особенно, прислушайтесь к общению Елены с ребенком, укажите маме на то, что именно Вас восхитило в общении в данной ситуации - поза, интонация, какая- либо педагогическая находка. Родители будут стараться быть внимательнее, перенимать опыт друг у друга.
7. Напоминайте родителям о правилах безопасности непосредственно перед выдачей условно опасных предметов.
8. Все инструкции родителям, даже замечания, делайте с благожелательной улыбкой и со спокойной, не тревожной интонацией - ребёнок должен видеть Вас другом своим родителям, с которыми он связывает свою жизненную безопасность.
9. Побуждайте ребёнка, насколько возможно, обслуживать себя самостоятельно. Можно использовать такой приё м: взять несколько листов либо предметов раздаточного материала и со словами: «Возьмите листок (картинку, платок и т. д. !» - медленно пронести перед детьми так, чтобы каждый смог взять себе один предмет. У некоторых родителей тянется рука - тогда нужно отдё рнуть руку с предметами и с улыбкой пояснить: «Берут дети!» Если какой-нибудь ребёнок не успел взять предмет, он получит вторую попытку - после всех и небольшой паузы, во время которой запомнит и он, и другие: надо брать, когда дают.
10. Паузы нужны. Делайте паузы. Ребёнку нужно время, чтобы ответить; время, чтобы понять. Отчего ребёнок из выше - приведённого случая не взял предмет? Отчего говорить стал позже и до сих пор не пытается есть самостоятельно? Не было пауз. Его спросят — за него ответят, у него не было времени осознать, что ему нужно. Зато усвоено - родителям надо, они сделают. Взывайте к интеллекту ребёнка, ловите глазами его взгляд. Возможно, вопросы педагога в конспектах покажутся несвоевременными для этого возраста - ведь годовалые дети ещё почти не говорят. Но, ожидая ответа от ребёнка на каждом занятии, педагог демонстрирует ребёнку ожидание ответа, побуждает его внутренне откликнуться, а это очень важно.
11. В случае если ребёнок проявляет чувство боязни, тревожится при виде нового персонажа на занятии - ёжика, мыши, обязательно сделайте акцент — интонацией голоса, мимикой лица, движениями плеч и рук, что «гость» - маленький и всего боится. «Мы его не будем обижать, правда, ребята? Он трусишка и весь дрожит. Давайте успокоим его и погладим». Лучше всего педагогу первому показать пример, как это сделать; если ребёнок не протянул руку для поглаживания персонажа, когда Вы медленно двигали игрушку от одного ребёнка к другому, предложите маме ребёнка «пожалеть» маленького «гостя», поглаживая. Если и в этом случае малыш отказывается, не настаивайте, а после занятия предложите остаться маме с ребёнком и повторить процедуру с уже «знакомым» и «безопасным» для него персонажем, ориентируясь на индивидуальные качества ребёнка.
Использованная литература
1. Высокова Т. П. "Сенсомоторное развитие детей раннего возраста". Издательство "Учитель". Волгоград, 2015