Ольга Карпова
Рекомендации от педагога-психолога по подготовке детей ЗПР к школе
Поддерживайте в ребёнке состояние УСПЕХА и так в нем сформируется вера в себя!
1. У детей с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Будьте осведомлены что изучал ребёнок на занятиях.
Публикация «Рекомендации от педагога-психолога по подготовке детей ЗПР к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2. Чаще занимайтесь совместным творчеством: лепить, создавать аппликацию, рисовать. Ребёнок должен почувствовать себя не просто исполнителем, а творцом. Тренируйте пальчики ребё нка: учите его вырезать ножницами, клеить, собирайте узоры из мозаики, учите правильно держать карандаш.
3. Чтобы ребёнок научился чему-то, необходимо учитывать зону его ближайшего развития – выполняя задание, сначала проговорите его, убедитесь, что ребёнок вас услышал, если он не понял, проделайте сначала вместе с ним, и как только почувствуете в нём уверенность – предоставьте делать задание самостоятельно (например, если вы сказали, обведи фигуру по контуру, а ребёнок не понял, проделайте вместе с ним рука в руке).
4. Учите ребёнка не стесняться выражать своё мнение, учите, что ошибаться могут все, побуждайте его к рассуждению, задавайте интересные вопросы, загадывайте загадки, поощряйте его любознательность, не отмахивайтесь от него.
5. Во время занятий с ребёнком играйте в «школу», вы – учитель, а он – ученик. Если ваш ребёнок умеет разговаривать, любит книги, предложите ему побыть учителем и поучить вас. Рассказывайте ребёнку о том, что интересного с ним может произойти в школе, читайте рассказы, сказки про школу;
6. По завершении задания, попросите ребёнка оценить свою работу с помощью разноцветных смайликов (жёлтый смайлик – отлично; зелёный – нужно ещё потренироваться).
7. Учите ребёнка организовывать свою деятельность – убирать за собой вещи, игрушки, мыть руки, раздеваться-одеваться. Он должен понять, что порядок – это важно.
8. В силу повышенной отвлекаемости, такой ребёнок нуждается в многократном, терпеливом повторении просьбы (например, вы попросили его убрать игрушки, он поубирал 5 минут и переключился на собирание пазлов – в этом случае необходимо терпеливо вернуть его к прошлому действию; не поручайте ему работу, результат которой нельзя оценить через короткий промежуток времени (до получаса, т. к. он быстро теряет интерес к продолжительной деятельности. Поручая ребёнку задание, дробите его на части (например, не «собери игрушки», а «сначала собери кубики, потом конструктор» и т. п.).
9. Расширяйте представление об окружающем мире. Когда возвращаетесь домой замечайте и обсуждайте что вы видите. «Смотри это большой дом, многоэтажный. Давай сосчитаем сколько этажей?», «Посмотри на деревья, почему они без листьев?».
10. Прививайте ребёнку самодисциплину (познакомьте его с правилами поведения дома и на улице – что ему можно делать, а что нельзя (нельзя лазать в шкаф без спроса, нельзя брать чужие вещи, что регулярно нужно мыть руки, не ложиться спать, не почистив зубы, спрашивать разрешение и т. д. ; следите за выполнением этих правил, не пускайте всё на самотёк).
11. Проявляйте настойчивость – чтобы ребёнок выполнил вашу просьбу, нужно установить с ним контакт глаз и убедиться, что он вас услышал и понял, добейтесь от него утвердительного ответа, что он действительно понял, чего от него хотят. Не кричите, но при этом и не позволяйте, чтобы ребёнок вас игнорировал;
12. Учите ребёнка ориентироваться в пространстве – осваивайте понятия справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади, на, над, под; во время прогулки, попросите его показать вам дорогу до вашего дома и т. п.
13. Занятия физкультурой разовьют крупную моторику ребёнка, улучшат координацию движений;
14. Снижайте уровень тревоги ребёнка похвалой, словами любви. Отлично подойдёт общение с животными, рисование красками с прослушиванием классической музыки.
15. Минимально используйте просмотр телевизора и интернета. Пусть это будет мотиватором и поощрением после выполнения заданий или домашних поручений.
16. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
Главное для вашего ребёнка – благоприятный психологический фон, недопущение крика, строгого наказания и системность.