Екатерина Якутина
Рекомендации к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи специального (дефектологического) образования (планируемые результаты для обучающихся и воспитанников, педагогов, родителей)
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи
по формированию основ экологической культуры детей с особыми образовательными потребностями
Цель программы развития: создание системы воспитательно-образовательной деятельности направленной на патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры и искусства Урала
Публикация «Рекомендации к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования» размещена в разделах
Цель специального (дефектологического) образования : формирование основ экологической культуры детей с особыми образовательными потребностями средствами народной культуры и искусства Урала в условиях активизации их речевого общения
Целевой профиль направленности сопровождения
Анализ образовательных потребностей и индивидуально-типологических особенностей учащихся Целевой профиль направленности сопровождения Содержание программ обучения
и воспитания Выбор стратегии содействия
индивидуальной подготовке детей
Приоритетные цели Индивидуальные цели
Планируемые результаты образования детей Формируемые универсальные учебные действия (для школьников) Формы обучения и воспитания Методы и приемы обучения и воспитания Диагностические методики
Лечебно-оздоровительное Система экологических представленийНародная культура и искусства Урала
Активизация познавательной активности Воспитательное
Психологическое
Педагогическое
Коммуникативно-речевое развитие в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения Логопедическое
Общая жизненная активность Социально-правовое
Сформированность основных линий развития (сенсорная, физическая, психическая, интеллектуальная, педагогическая, этическая, социальная, речевая или другое).
Многообразие и вариативность определения ведущих показателей и критериев деятельности ребенка:
познавательная активность, коммуникативно-речевая активность, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития экологической культуры
Рекомендации к коррекционно-педагогическому сопровождению процессов образования
Характер дефекта Причины дефекта Ведущий специалист Возможности Основные задачи Источники формирования рекомендаций Виды и формы рекомендаций
Первичный дефект (в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности или другое) Частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т. п., нарушение межфункциональных связей
Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога
Изучение документации: медицинской карты, характеристики и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т. п.)
Изучить существенные особенности
динамики развития ребенка Анализ состояния здоровья: уровня физического развития, степени биологической зрелости, состоянии опорно-двигательного аппарата, органов зрения, слуха, дыхательной и сердечно-сосудистой системы
Беседы, анкетирование
родителей, специалистов-предметников Направленность характера лечения и его учёта в процессе обучения и воспитания. Оптимальный режим чередования нагрузок и отдыха.
Соблюдение специального охранительного режима
Сочетание педагогического процесса с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
Использование сенсорных комнат и других материально-технических средств. Консультирование по методическим и содержательным вопросам использования здоровьесберегающих технологий
Вторичный дефект
(личностные реакции на первичный дефект, в виде компенсаторных механизмов) Возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личностном развитии Педагог-дефектолог
Педагог-психолог Изучение социальной ситуации развития ребенка Выработка стратегии и тактики комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка. Изучение характера взаимоотношений в семье, коллективе Карты наблюдения Педагогическое представление (педагогический портрет) Психологическое представление
(заключение психолога, рекомендации психолога) Проведение психокоррекционных и развивающих мероприятий
Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями
Планирование совместной работы с психологом, воспитателем, педагогом
Психологическое, социально-культурное просвещение Общественно-полезные практики (добровольчество и другое)
Логопед Логопедическое обследование
(речевая карта,
индивидуальная программа логопедической работы) Логопедическое представление Проектирование содержания информационно-образовательной среды в целом и Речевого центра (в частности)
Проектирование взаимодействия между структурными подразделениями,
Проектирование взаимодействия между организацией и семьей
Разработка индивидуальных стратегий логопедического (дефектологического) сопровождения и их последующая реализация
Работа с содержательными и методическими аспектами учебных программ
Программа консультирования родителей
Третичный дефект Отклонение в эмоционально-волевой сфере, формировании личностных качеств Педагог-психолог Воспитатель
Педагог Изучение педагогической ситуации развития ребенка Изучение уровня учебно-организационных и коммуникативных умений; работоспособности, уровня обученности и предметных знаний Изучение особенностей адаптации, поведения во взаимоотношениях Участвует в разработке стратегии сопровождения
Планирует формы и направления работы в рамках педагогического сопровождения
Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решения консилиума
Консультирование родителей по вопросам сопровождения Разработка индивидуальных стратегий психологического сопровождения
Совместное проектирование индивидуальной образовательной траектории
Использование нетрадиционных форм обучения (дистанционное обучение; культурно-досуговая деятельность)
Возможности индивидуального образовательного маршрута