Ирина Щепетинникова
Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.
Примерное содержание индивидуальной адаптационной программы, основные направления и формы работы:
1. Пути поддержки и коррекции выявленных проблем:
o нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
o стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с воспитателями;
o знакомство с обстановкой группы;
Публикация «Методические рекомендации „Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы“» размещена в разделах
o знакомство с воспитателями, работающими в группе;
o вовлечение ребенка в самую простую и доступную игру, в игровую ситуацию с участием других воспитанников в целях нормализации эмоционального поведения и развития коммуникативных возможностей;
o установление доверительных отношений со взрослыми.
2. Укрепление нервной системы:
o Наблюдение у психоневролога, консультации педагога-психолога -2 раза в год;
o Совместный контроль и постоянное наблюдение педагога-психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения;
o Релаксационные методы: аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля;
o Осуществление комплексного подхода в укреплении нервной системы: контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода;
o Оздоровительный психофизический тренинг -1 мес.
3. Укрепление эмоционально - личностной сферы:
o Оздоровительный психофизический тренинг -1 мес. ;
o Диагностика эмоционально- личностной сферы - 2раза в год;
o Овладение навыками самоконтроля;
o Система групповых и индивидуальных занятий.
4. Развитие познавательной сферы:
o Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия -когнитивные тренировки.
o Диагностика познавательной сферы -2 раза в год.
5. Формирование устойчивой адекватной самооценки:
o Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений всеми специалистами;
o Индивидуальные беседы воспитателя, психолога, социального педагога.
o Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.
o Тренинг коммуникативного общения - 4 мес.
6. Прогноз развития.
Составление индивидуальной программы развития: адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей, -поможет дефектологу и воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время. Индивидуальная программа ребенка составляется сроком на 1-3 месяца. Далее ее содержание дополняется или изменяется.
Индивидуальная программа должна быть записана в истории развития ребенка после записи результатов его обследования и заключения дефектолога. Новое содержание программы или все последующие дополнения и изменения должны быть также зафиксированы в истории развития ребенка.
Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов ПМПК и педагогов группы. Процесс разработки индивидуальной программы открывает большие возможности для творческого поиска воспитателей и специалистов. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка, поэтому при составлении индивидуальной программы необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога, а какие - на занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития. Следует помнить, что хорошо построенная и тщательно выполненная программа поможет ребёнку с отставанием в развитии продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без коррекционной помощи. А малейшее продвижение в развитии ребенка с ОВЗ – огромный прогресс!
Следующим этапом сопровождения в воспитательно-образовательном процессе является повторное обследование специалистами ДОУ, в котором изучается динамика развития ребёнка: положительная, волнообразная, незначительная, отрицательна и т. п. Если возникают затруднения в осуществления в работе с ребёнком, то следует направить его на ПМПК для уточнения дальнейшего образовательного маршрута.
После этого педагоги ДОУ согласуют свою деятельность по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с учетом рекомендаций ПМПК.
Статья составлена на основе пособия «Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях», 2011, ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения. г. Йошкар- Ола, составители:
И. Э. Широкова – заместитель директора ЦППРК ПС ПДПС по диагностической работе; Е. М. Бешкарева - учитель-логопед РПМПК; Е. В. Репина - учитель-дефектолог РПМПК; А. И. Середкина – педагог-психолог РПМПК.